Название: КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ

Адрес: Курская обл., 3олотухинский р-н, м. Свобода, монастырь Коренная пустынь

Описание: Основной поток паломников и туристов ежедневно направлен в «Коренную Пустынь», расположенную в 30 километрах от г. Курска в местечке Свобода. Здесь, в непосредственной близости друг от друга, расположен целый комплекс объектов туристской инфраструктуры:
- монастырь «Коренная Пустынь»;
- историко-культурный центр «Коренная Пустынь»;
- паломнический центр «Коренная пустынь»;
- гостиничные предприятия;
- предприятия общественного питания;
- выставочный центр.

Духовный центр России - «Коренная пустынь» мощный туристско-паломнический центр с собственными традициями и современной инфраструктурой, развитие которого всегда находится в центре внимания Администрации Курской области. На территории монастыря сохранились строения XVIII-XIX веков, Собор Рождества Богородицы (1860 год), церковь Живоносного источника (1711 год), Казанская церковь, гостиницы, келейные корпуса.

Тысячи паломников посещают Курскую Коренную пустынь. Здесь, в 1295 году, была обретена одна из величайших русских святынь Курская Коренная Икона Знамения Пресвятой Богородицы. На месте ее обретения в дальнейшем был возведен монастырь. Во все времена Курская икона была покровительницей русского воинства, в 20 веке она стала одигитрией (путеводительницей) всего русского православного зарубежья.

С 1618 года по высочайшему указу царя Михаила Федоровича в Курской губернии проходит Крестный ход. Традиционный крестный ход с Иконой Знамения Пресвятой Богородицы совершается дважды в год и ежегодно собирает свыше 300 тысяч паломников. Икона торжественно переносится из Знаменского монастыря города Курска в Коренную пустынь в каждую девятую пятницу после Пасхи. Начиная с 17 века в Коренной пустыни у стен древнего монастыря в день крестного хода проводится Курская Коренская ярмарка. Международная ярмарка собирает тысячи участников. Это самое ожидаемое ежегодное событие для курян и гостей Курской области. Для многочисленных паломников и туристов ярмарка интересна тем, что объединяет в себе духовные и светские традиции соборности, единства и развития.

Контакты: Тел.: +7 (4712) 520-204

Сайт: www.korennaya.ru

Ведомственная принадлежность: форма собственности региональная

Пригодность к показу: пригоден

Автотранспортная доступность: Доступен, можно добраться на общественном и личном транспорте. С Северного автостанции ежедневно ходят рейсовые автобусы.

Возможность для парковки: Рядом с компплексом есть парковка

Наличие указателей и туристской навигации: есть

Общественный транспорт: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценка исторического события: Возникло это место в 13-м веке: местный житель нашел в лесу под деревом икону. Стоило ему ее поднять, как из места, где она лежала, забил родник. Икона оказалась чудотворной. Впоследствии чуть выше этого места была построена часовня, потом церковь.С годами возник мужской монастырь – Курская Коренная пустынь. Во время набегов татаро-монгол икону перенесли в более укрепленный Курск. И после этого пустынь, так долго до этого противостоявшая врагам, была сожжена.

Уникальные качества: Курская Коренная пустынь – одно из чудеснейших мест средней полосы России, и каждый возьмет от этого места свое: кто-то прикоснется к святыням (в 13 веке здесь была обретена икона «Знаменье», почитаемая в православии), кто-то насладится живописными видами, прогулкой по лесу, купанием в реке и источниках.

Исопльзование объекта в экскурсиях: Является объектом показа экскурсии "Православная святыня Курской земли" г. Курск- м. Свобода.

Значение для территории: С 2005 года в м. Свобода построен и действует для паломнических целей и конгрессного туризма паломнический центр «Коренная Пустынь», основной задачей которого является возрождение традиций православного паломничества. Центр принимает ежегодно паломников, гостей и туристов из разных уголков России и зарубежья, знакомя их с православными святынями Курской области. Также на базе Центра проходят бизнес-встречи, семинары, десятки выставочно-ярмарочных мероприятий. Инфраструктура Центра состоит из гостиницы на 174 места, обеденного зала на 120 человек, 3 конференц залов общей вместимостью 450 человек.

Название: ГОРНАЛЬСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Курская обл., Суджанский район, с. Горналь

Описание: Белогорская Николаевская мужская пустынь располагается в 30 километрах от города Суджи Курской области на белых утёсах правого берега реки Псел. Предание утверждает, что во времена переяславских князей здесь было древнее укрепление. Монастырь возвращён епархии в декабре 2001 года, возобнавлён крестный ход с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери.
Восстановление монастыря
С момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.
- В Никольском храме, - уточнил настоятель монастыря игуменПитирим, - заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.
В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.
В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.
В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.
Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.
Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.
Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины.
Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.

Контакты: Тел.: +7 (47143) 3-17-77

e-mail: gornal-antispam

Сайт: www.gornal.prihod.ru

Ведомственная принадлежность: форма собственности региональная

Пригодность к показу: пригоден

Автотранспортная доступность: доступен. Добраться до монастыря можно на лично транспорте.

Возможность для парковки: есть возможность

Наличие указателей и туристской навигации: есть

Общественный транспорт: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценка исторического события: Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разорённого татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская область) монастыря. Сначала в монастыре были одни лишь кельи. Вскоре на монашеское прошение на строительство храма во имя свт. Николая обитель в качестве царских дарений получила земли и мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а так же «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, всякие сосуды и всякую церковную утварь».
Из Острогожской обители монахи вынесли икону свт. Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 году и была построена небольшая монастырская церковь. Она была деревянной, как и все монастырские строения того времени.
Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На эти средства была построена летняя деревянная церковь Преображения Господня, за свою величину называемая соборною. К 1733 году монастырь «пришёл в ветхость»: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском кладбище. В часовне разместили старые иконостасы.
Тогда же, при игумене Паркисе, в монастыре возвели каменный храм в честь Преображения Господня, колокольню и монастырскую стену.
В 1770 году обители принадлежало 80 крестьянских дворов. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, мёда и воска с монастырских пасек. Имелись рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.
В Николин день в монастыре проходила ярмарка.
В 1777 году освятили новую каменную церковь в честь свт. Николая Чудотворца.
В 1781 – 1784 годах (в игуменство Константина (Савурского)) на месте старой Николаевской церкви построили трапезную.
В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две монастырские церкви, братский и настоятельский корпуса и большую трапезную окружали деревянные стены с четырьмя башнями. Однако обитель, только что построенная и обновленная, в этом же году по секуляризации была закрыта и превращена в приход.
От монастыря остался лишь Преображенский собор, служивший приходским храмом вплоть до 1863 года.
Но после закрытия обители в Преображенском храме стало совершаться чудесное самовозгорание свечей и лампад по утрам, повторяющееся до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Пресвятой Богородицы (принесённая в 1671 году из Дивногорского монастыря, судя по размерам, она была, вероятнее всего, вынута вместе с иконой свт. Николая из иконостаса разорённой татарами обители). Открытие иконы произошло в 1792 году, и с той поры начали происходить чудеса и исцеления.
В 1858 году от пряжевской иконы исцелился суджанский купец Косьма Купреев, решивший по обету в благодарность восстановить обитель на свои средства. В ответ на его прошение Высочайшим повелением от 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь с учреждением архимандрии. Первыми её насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Фёдором и Владимиром.
В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая Чудотворца, через четыре года была освящена церковь Покрова пресвятой Богородицы. Третья монастырская церковь – соборная, в честь Преображения Господня – была заложена в 1888 году.
В 1878 году в Мирополье проживал Ф.М. Достоевский, неоднакратно посещавший Белогорскую пустынь. Впечатления о посещении обители отражены в его романе «Братья Карамазовы».

Уникальное значение: Единственное в России, ранее существовавшее, место проведение международного Крестного хода между Россией и Украиной.

Исопльзование объекта в экскурсиях: Включен, как объект показа в перечень экскурсий.

Значение для территории: Уникальный объект паломнического туризма.

Название: КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"

Адрес: Курская обл., г. Курск, ул. Луначарского, д. 4

Описание: Храм построен в стиле классицизма, отразил в себе черты западноевропейского Ренессанса. Храм имеет традиционную крестово-купольную конструкцию, крестообразную в плане, со значительно удлинённой западной частью. Знаменский собор сориентирован под некоторым углом к оси улицы Ленина и Красной площади, а не по линии запад — восток. На основном кубическом объёме возвышается огромный световой барабан, опоясанный коринфскими полуколоннами и увенчанный полусферическим (до 1950-х годов) куполом диаметром 20 метров.В настоящее время внутренний облик собора восстановлен в максимальном соответствии дореволюционному: по старым образцам, оставшимся от бывшей лепки на фризе, и историческим фотоснимкам архитектором В. П. Семенихиным воссоздана вся лепнина украшений храма, восстановлены шестнадцать внутренних полуколонн. В восточной части основного объёма собора вновь устроены приделы и сени, которые облицованы гранитом, а в северной и южной частях расположены хоры. Интерьер собора оформлен коллективом художников Российской академии художеств из Санкт-Петербурга, возглавляемым академиком живописи А. К. Быстровым. Этот коллектив ранее занимался росписью храма Христа Спасителя в Москве[104][105]. Иконостас имеет высокий металлический остов, на котором закреплены иконы, выполненные петербургскими художниками. В алтарной части собора находится витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, а также четыре ярких витража, размещённые в высоких алтарных окнах и изображающие святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Эти витражи были изготовлены петербургскими художниками В. В. Перхуном[106], П. М. Якипчуком и А. Ю. Синицей. В пространстве между окнами расположены изображения апостолов: настенная роспись выполнена Ю. А. Синицей, В. В. Перхуном, А. С. Кривоносом, А. А. Погосяном. В барабане купола находятся изображения восьми ветхозаветных пророков: Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илия, которые были созданы заслуженным художником Российской Федерации А. А. Живаевым. Под самым куполом собора изображена восседающая на престоле Пресвятая Богородица, окружённая ангелами, а также образы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и тридцати шести святых, в Земле Российской просиявших (среди них и святые Царственные страстотерпцы Николай II и Александра с детьми). Под куполом установлено грандиозное позолоченное паникадило, весом 2,5 тонны, шириной 3,5 метра и высотой 6,5 метра, тонкого литья и кузнечной работы, имеющее двенадцать ярусов свечей, изготовленное в мастерских производственного предприятия Московской Патриархии «Софрино».

Контакты: Тел.: +7 (4712) 70-21-29

Ведомственная принадлежность: форма собственности региональная

Пригодность к показу: пригоден

Автотранспортная доступность: Доступен. Собор расоплагается в центре города на Красной площади, добраться можно на общественном и личном транспорте, такси. 

Возможность для парковки: Есть. Рядом с собор имеется парковка.

Наличие указателей и туристской навигации: есть

Общественный транспорт: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценка исторического события: Знаменский монастырь - одна из старейших мужских обителей Курского края, основание которого связано с событиями начала XVII в., когда в 1612 г. польско-казацкое войско осадило Курск.
Ворвавшиеся в город враги устроили на его улицах резню. Летописец сообщал: "и бысть сражение и пролитие крови сюду и сюду и наипаче же нас, православных христиан и жён и детей ве-лия в том времени кровь пролияся". Однако куряне сумели закрепиться в малом остроге и отбить врага от крепостных стен. Когда же им предложили открыть ворота, осажденные кратко отвечали, что города не сдадут, но скорее погибнут, защищая его. Разъяренные упорным сопротивлением враги "зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять... ко взятию града всякие хитрости устрояюще". Осаждённые страдали от жажды, ежедневных вражеских приступов и нехватки пороха. В эти дни тяжелых испытаний защитники города дали торжественный обет, что если Бог не предаст их в руки врагов, они "в малом острожку возле города на конец торгу против городового моста, [на месте существующей часовни] воздвигнут церковь Пречистые Богородицы Курские", и в ней поставят чудотворный образ Знамения, в 1604 г. увезенный Лжедмитрием I в Москву. Через четыре недели безуспешной осады поредевшая вражеская рать бесславно отступила от неприступных стен Курской крепости. Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета. Сначала был воздвигнут деревянный храм. А в 1613 г. только что избранный на царство Михаил Федорович Романов разрешил рядом с новой церковью "монастырь огородить и двор устроить". К 1615 г. строительство монастыря завершилось. Была сооружена еще одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек. Первым настоятелем Рождественского монастыря стал игумен Иосиф, переведенный в Курск из Коренной пустыни, В этом же, 1615 году, в Москву была отправлена представительная делегация во главе с соборным диаконом Поликарпом, ходатайствовавшая перед Михаилом Федоровичем о возвращении Курску его святыни. Просьба курян была встречена благосклонно, и вскоре чудотворный образ торжественно отправился из царского дворца, где хранился все это время, в Курск. По возвращению домой икона некоторое время хранилась в ныне не существующей соборной Воскресенской церкви, а затем, в 1618 году, была по личному распоряжению царя перенесена в Рождественский монастырь.В 1764 г. императрицей Екатериной II был подписан Высочайший Указ по которому все церковные имения переводились в казенное ведение. Часть монастырей упразднялась, остальные разделялись натри класса и, вместо отобранных имений им определялось денежное содержание. Во исполнение этого Указа в составе Белгородской и Обоянской епархии были оставлены Курский, Хотмыжский, Обоянский и Волховский монастыри. Приписанная же к Знаменскому монастырю Коренная Рождественская пустынь получила статус самостоятельной обители. Знаменский монастырь был утвержден штатным и поставлен во втором классе.
По штату в нем числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей. На жалование всем этим лицам, на ремонт монастыря, на платеж подушных денег за служителей, на конюшенные припасы и прочие потребности, было определено 1341 руб. 90 коп. ассигнациями, с предоставлением монастырю права дополнительно употреблять на свое содержание доходы выручаемые от продажи свеч. В 1797 г. этот оклад был увеличен на 1030 рублей ассигнациями.
14 июня 1787 г. Курский монастырь посетила проезжавшая через Курск Екатерина Великая. Перед входом в Знаменский собор императрица была торжественно встречена курским духовенством во главе с архимандритом Амвросием, державшим в руках крест и чашу со святой водой. Был отслужен благодарственный молебен, по окончанию которого августейшая путешественница распорядилась раздать духовенству крупные денежные суммы.
Возведенная по приказу Алексея Михайловича каменная церковь простояла в центре Курска почти полтора столетия. Но в ноябре 1814г., во время торжественного молебна, на молящихся с купола храма начали падать куски штукатурки. Проведенный по поручению губернатора А.И. Нелидова архиепископом Неоктистом и губернским архитектором Шмитом осмотр здания выявил образовавшиеся вследствие оседания фундамента трещины на своде трапезной и на стенах собора. Тревога за общее состояние здания вылилось в желание "построить вместо старой новую соборную церковь лучшей архитектуры и вместительней настоящей". Летом 1815 г. проект был уже готов. 16 августа 1815 г., после получения официального распоряжения, архиепископ Неоктист приказал вынести все церковное имущество, а разрушающуюся церковь разобрать. Строительство собора продолжалось 10 лет. Руководил им архимандрит Знаменского монастыря Палладий (Белевцев), бывший в миру артиллерийским офицером. Первое богослужение в новом храме состоялось 13 января 1826 г. В этот день через Курск проследовал сопровождаемый воинским эскортом гроб с останками умершего в Таганроге Александра 1. В поспешно освященном соборе над телом покойного императора была отслужена панихида. В 1992 г. здание бывшего Знаменского собора был вновь передано Русской Православной церкви, но лишь в 1999 г. Курская епархия начала работы по перестройке храма. 23 апреля 2000 г. на восстановленные малые купола Знаменского кафедрального собора были подняты и укреплены золотые маковки и кресты.

Уникальное значение: История возникновения Курского Знаменского монастыря тесно связана с чудотворным образом Пресвятой Богородицы Курской-Коренной «Знамение» и монастырем в Коренной пустыни, воздвигнутым на месте ее обретения. 23 сентября 2009 года в Знаменский собор после 89 лет пребывания за границей Патриархом Кириллом была на время доставлена почитаемая чудотворной Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», которая ежегодно в октябре доставляется в монастырь для поклонения верующим, гостям и жителям региона.

Исопльзование объекта в экскурсиях: Является объектом показа. Включен в экскурсионный маршрут  "Курск- город воинской Славы", "Курск - столица Соловьиного края"

Значение для территории: Знаменский Собор - место начала в Курске ежегодных крестных ходов – как и в дореволюционной России, каждую весну в девятую пятницу по Пасхе в Коренную пустынь и 25 сентября в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы из Коренной в Курск. Памятник культуры федерального значения.

Название: СЕРГИЕВО-КАЗАНСКИЙ СОБОР

Адрес: Курская обл., г. Курск, ул. М. Горького, 27

Описание: Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века.
Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, господствующем над долиной реки Тускарь, силуэт центральной части города и блистающие звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора.
Расположен собор на улице М. Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской, в честь прп. Сергия Радонежского.
Начало строительства – 1752 г., окончание - 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) - в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем - сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада».
В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но, несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя прп. Сергия игумена Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столп со крестом на верху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания».
Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. Это было признано горожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия Радонежского, а в верхнем этаже - храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы г. Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоиерей Лащенков пишет: «При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. При снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развернутый антиминс, крепкий, ясный и красиво подписанный, освященный от сотворения мира 7260 г., а от P. X. 1752 г. Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским, который правил Курскою паствою со 2 июля 1748 г. по 10 декабря 1754 г.».
Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830г. лестничной клетки. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.
В «Летописи», составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина». В газете «Курские губернские ведомости» за 1907 г. в №154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.
В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Контакты: Тел.: +7 (4712) 51-38-49
+7 (4712) 51-38-80

Ведомственная принадлежность: Русская православная церковь (Московский патриархат)

Пригодность к показу: пригоден

Автотранспортная доступность: Доступен. Добраться можно на общественном и личном транспорте, такси. Находится в 5 минутах хотьбы от остановки "Дом книги" на улице Ленина.

Возможность для парковки: есть возможность

Наличие указателей и туристской навигации: есть

Общественный транспорт: Есть. Находится в 5 минутах хотьбы от остановки "Дом книги" на улице Ленина.

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценка исторического события: Возведен в 1778 году в барочном стиле и является жемчужиной храмовой архитектуры. Подрядчиком в строительстве был отец Прохора Мошнина, который известен нам как Серафим Саровский.

Уникальное значение: Авторство собора принадлежит школе В. Растрелли. Собор, разделяющейся на алтарную часть,  собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16  метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора - двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный  купол с таким же числом окон. В центре купола - четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.

Исопльзование объекта в экскурсиях: Включен в перечень объектов показа экскурсии "Курск- Столица Соловьиного края".

Значение для территории: Сергиево-Казанский кафедральный собор является знаменитым памятником курской архитектуры, находящимся под охраной государства, как памятник федерального значения.