Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Литературная Россия богата именами классиков. Среди них особое место принадлежит Л.Н. Толстому (1828-1910) – без сомнения, одной из величайших личностей в истории мировой культуры. Лев Толстой родился, жил и творил именно здесь, в своей родовой усадьбе со светлым и поэтическим названием - Ясная Поляна. Ясная Поляна была объявлена музеем уже в 1921 году. Музей входит в число особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации и, безусловно, является одним из уникальнейших мемориальных музеев мира. 

Именно в Ясной Поляне можно по-настоящему «окунуться» в мир Толстого и его произведений – ежегодно этот знаменитый музей посещает огромное количество людей со всего мира.

Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 году. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт - парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля.

Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет – по образцу 1910 года, последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Здесь Толстой прожил более 50 лет, здесь им были созданы шедевры мировой литературы. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких.

Вековые деревья и молодая поросль, живописные аллеи парков и укромные лесные тропинки, зальная гладь прудов и бездонное небо – все это Ясная Поляна, удивительный мир, вдохновлявший Льва Толстого. Этот мир писатель не покинул и после смерти – его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага. Место своего погребения Толстой указал сам, связав его с памятью своего старшего брата и его историей о «зеленой палочке», на которой написан секрет всеобщего счастья.

Судьба была благосклонной к родовому гнезду Толстых на протяжении всего XX века. Усадьба не пострадала в годы Гражданской войны - из уважения к памяти Толстого яснополянские крестьяне уберегли ее от погрома. Через одиннадцать лет после смерти писателя, в 1921 году, стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей. Потомки Льва Николаевича и в дальнейшем принимали участие в судьбе музея. В 1941 году, когда над Ясной нависла угроза оккупации, внучка писателя Софья Андреевна Толстая-Есенина, руководившая музеем, организовала эвакуацию большинства экспонатов Дома Толстого в Томск.

Совершенно новый этап в развитии Ясной Поляны начался в 1994 году, когда директором музея стал праправнук Льва Николаевича Владимир Ильич Толстой. С этого момента можно говорить о возвращении Толстых в Ясную Поляну и возвращении к истории, корням, традициям старой русской дворянской усадьбы. Эти традиции продолжает и нынешний директор музея – Екатерина Александровна Толстая, занявшая этот пост в 2012 году.

На данный момент Ясная Поляна - это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба – настоящая, «живая», именно такая, какой ее знал и любил Толстой. Здесь сохраняются многие виды хозяйственной деятельности: в огромных садах собирают яблоки, пасека приносит мед, радуют глаз грациозные лошади… Вся яснополянская усадьба с ее неповторимой красотой сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.

 

Адрес: Тульская область, Щекинский район, д. Ясная Поляна

Телефон: (48751) 76-1-25- экскурсионный отдел

Официальный сайт: http://ypmuseum.ru/

 

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Государственный мемориальный историко-художественный и Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова является одним из крупнейших и самых известных в России мемориальных музейных комплексов. Его территория включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в селе Бехово, построенные в конце ХIХ – начале ХХ веков по проектам В.Д. Поленова, могилу В.Д. Поленова, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы леса, луга, сельскохозяйственные угодья. К настоящему времени территория музея-заповедника представляет относительно мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды.

Музей В.Д. Поленова (знаменитый «Дом над Окой») был основан в 1892 году академиком живописи, первым народным художником России Василием Дмитриевичем Поленовым (1844-1927 г.г.) и является первым народным музеем в русской деревне, так как решением Комиссариата Имуществ Российской Республики в 1918 году дом был взят под охрану государства, как национальное достояние. В 1939 году наследники В.Д. Поленова передали в дар государству усадьбу со всеми находящимися в ней художественными ценностями. В 1966 году Госстроем РСФСР и Министерством Культуры РСФСР были утверждены границы охранной зоны Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова. Постановлением Совета Министров РСФСР № 16 от 19 мая 1991 года музей преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова с отводом 870 га земли в заповедную зону.

Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2014 года музей – заповедник В.Д. Поленова был отнесён к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта - достопримечательное место.

Подобное решение Правительства Российской Федерации было вызвано особым отношением не только к уникальным коллекциям музея, не только к уникальности его традиции и его собственной истории, но и уважением к мемориальному ландшафту, запечатленному не только в полотнах В.Д. Поленова, но и его учеников и последователей.

Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В.Д. Поленова в конце XIX —начале XX вв. В те же годы по проекту В.Д. Поленова была построена церковь Святой Троицы в с. Бехово: после реставрации силами музея в ней проходят службы; а также школа в с. Страхово (архитектор В.Д. Поленов), которая в 2013 году была передана на баланс музея и в 2014 году, после реставрационных работ, открыта как Центр детского творчества.

"Большой дом" (собственно музей) - уникальный памятник архитектуры конца 19 в. Архитектурный стиль "Большого дома" трудно определить в общепринятых рамках: на первый взгляд – это модерн, но скорее можно говорить о «поленовском стиле» в русском зодчестве. Общая площадь дома -594 кв. м. Основа экспозиции - личная коллекция В.Д. Поленова и его семьи. Четыре поколения рода Поленовых, среди которых библиографы, военоначальники, филологи, историки, живописцы, внесли свой вклад в создание музея. Коллекция сохранила полную мемориальность, включая личные вещи В.Д. Поленова, например, собрание мемориальных фотографий, мебель, часть которой выполнена по эскизам художника, нумизматическая и археологическая коллекции и семейная библиотека. Коллекции древнегреческого и древнеегипетского искусства (включены в мировой Свод памятников) достались В.Д. Поленову в наследство от отца – Дмитрия Васильевича Поленова – члена Императорского Археологического Общества, члена - корреспондента Императорской Академии наук, юриста по образованию, закончившего Петербургский университет; после университета сначала работал в МИДе, затем был назначен секретарем при Русской миссии в Афинах; именно из Греции и были привезены древнегреческая и древнеегипетская коллекции. Эти коллекции были пополнены и находками самого В.Д. Поленова, привезенными им из путешествия по Востоку в 1882 году.

Коллекция оружия, в которой есть и винтовка «винчестер», привезенная В.Д. Поленовым с Сербско-турецкой войны 1886-1887 гг., в которой Поленов был добровольцем.

Коллекция русской живописи и графики, помимо работ самого Поленова и его сестры Елены Дмитриевны, включает полотна друзей художника по Академии художеств, Товариществу передвижных художественных выставок: И. Репина, И. Шишкина, В. Васнецова, Н. Ярошенко и др. и учеников В.Д. Поленова по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества: И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова; ни один музей России не обладает столь полной коллекцией работ М. Якунчиковой и Е. Татевосяна.

Коллекция советской живописи включает работы Н. Крымова, В. Бакшеева, П. Кузнецова, Кукрыниксов.

Среди работ западно-европейских художников такие раритеты как «Мадонна Сиенской школы» XIV в., купленная Поленовым во Франции и П. Веронезе «Борьба Иакова с Богом» XV в., купленная В.Д. Поленовым у родственников В.А. Жуковского.

Коллекция декоративно-прикладного искусства, помимо работ народных мастеров, включает изделия абрамцевских столярной и гончарной мастерских, среди которых авторские работы М. Врубеля, А. Головина, Е. Поленовой, С.И. Мамонтова, А. Матвеева и самого В.Д. Поленова.

Мастерская «Аббатство», сохранившая мемориальный внешний облик, мемориальную планировку комнат и частично мемориальный интерьер позволяет показывать те материалы из фондов музея, которые рассказывают о создании народного крестьянского театра в усадьбе «Борок» и о творчестве Поленова-декоратора.

Лодочный сарай «Адмиралтейство», сохранивший свой исторический облик, но полностью утративший мемориальную планировку, после реставрации работает как выставочный зал и зал для показа поленовской диорамы – «Кругосветное путешествие» в картинках, которые показывают с помощью подсвета и с комментариями – для посетителей музея. Диорама была создана В.Д. Поленовым в 1920 году.

Уникальность музея состоит в том, что все традиции, заложенные Поленовым свыше ста лет назад, живы и по сей день.

Официальный сайт: http://www.polenovo.ru/

Адрес: Тульская обл., Заокский р-н., п/о Страхово

Тел./факс: 8 (48734) 3–38–38
Тел.: 8 (906) 702–57–52

GPS координаты: (lat, lng): 54.74993053668268, 37.244435802124016

Время работы: с 11.00 до 18.00, выходные: понедельник, вторник

Официальный сайт: http://www.polenovo.ru/

 

 

Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»

Музей территориально относится к Заокскому району Тульской области, находится в 100 км от МКАД и в 60 км от Тулы, в 6 км восточнее федерального шоссе Москва-Симферополь. Музей – усадьба А. Т. Болотова - одна из жемчужин благодатной земли, по которой протекает великая русская река Ока. По ее берегам раскинулись старинные города, прекрасные усадьбы, связанные с именами замечательных людей, наших великих соотечественников. Такое расположение делает музей привлекательным постоянным местом посещения и отдыха для москвичей и туляков и др.

Музей-усадьба А.Т.Болотова «Дворяниново» основан на месте бывшего родового поместья Андрея Тимофеевича Болотова.

Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) - известный русский ученый, писатель, энциклопедист, родоначальник русской агрономической науки. Россия обязана А.Т. Болотову распространением картофеля. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью, А.Т. Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые. Им написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, из которых около 4 тысячи научных работ было опубликовано. Болотовым было составлено первое русское руководство по морфологии и систематике лекарственных растений (1781). Кроме лечения травами Андрей Тимофевич применял и другие методы врачевания. Например, с помощью минералов, электрической машины, которую сам и сконструировал. Большой период жизни Болотов провел в управлении личными волостями императрицы Екатерины II : сначала в Киясовке, потом в Богородицке. Эти годы занимают особое место в его творческой жизни. Здесь он строит ставший знаменитым на всю Россию парк – «чудо здешнего края» по мнению современников. Если соединить природу и поэзию, то этот парк – одно из лучших сочетаний архитектуры, природы и человеческого гения. Русский парк, построенный Болотовым, не уступал по своей красоте садам Версаля, Сен-Жермена, Марли.

«… лучшею наградою за весь поднятый столь великий труд было для меня собственное сознание, что я трудился не в пустом, а в полезном и таком деле, которое некогда не только сынам нашим и внукам, но и правнукам и дальнейшим потомкам обратится в пользу» (А.Т. Болотов).

Пропаганда творчества и наследия А.Т.Болотова в Дворяниново – месте, где зародился и расцвел его талант - чрезвычайно важна в деле патриотического, нравственного и культурного воспитания молодого поколения и просвещения общественности.

В доме-музее развернута экспозиция быта среднепоместного дворянства, к сословию которого относился Андрей Тимофеевич. В экспозиции постоянно действуют выставки минералов и «Куклы наших прабабушек». Регулярно проходят выставки художников из Москвы, Тулы и других регионов России. Во время экскурсии можно узнать многое из жизни и деятельности ученого. Со стороны входа в усадьбу главный дом заметен не сразу- он утопает в зелени. Здание стоит на высоком крутом холме, словно паря над долиной реки Скнига. Из окон открываются захватывающие дух пейзажи. Этот холм хозяин усадьбы называл горой Авенизер- « гора помощи». В ее недрах он находил полезные минералы, с помощью которых лечил мочекаменную болезнь.

 

В «Дворяниново» располагается знаменитый дуб-арка, которому уже 500 лет! Еще при жизни А.Т. Болотова в дряхлеющее дерево попала молния. Часть дуба упала на землю, а часть - на соседний вяз. Гости усадьбы вставали под арку и желали себе долголетия. Сейчас это местечко называют «Арка желаний». А напоследок всех посетителей музея угощают уникальным по пользе и потрясающим по вкусу чаем «долголетия и здоровья», приготовленным по рецепту Болотова.

Адрес: Тульская область, Заокский р-н, д. Дворяниново

Телефон: 8 (48734) 2-65-25

Официальный сайт: http://bolotova.wox.ru/

 

 

Историко-художественный музей А.С. Хомякова

«Богучарово» – родовая усадьба А.С. Хомякова.

В творческой биографии А.С.Хомякова тульский период его жизни и деятельности занимает важнейшее место. Этот период, прежде всего, тесно связан с родовым имением в селе Богучарово.

Ансамбль усадьбы «Богучарово», кроме мемориального интереса, имеет архитектурно-художественное значение, где сохранились интересные памятники XVIII-XIX вв. и оригинальный, хорошо спланированный пейзажный парк XIX в.

Архитектурный комплекс усадьбы «Богучарово» великолепно вписался в природный ландшафт и дополнен искусственно созданным парковым ансамблем.

Первое упоминание о местечке Богучарове встречается в «Отказной книге 1664года», которая хранилась как подлинный исторический документ и передавалась веками по наследству родом Хомяковых. В ней указывается, что с 13 сентября (по ст. стилю) 1664 года «пустошь Богучарова» становится родовым владением помещиков Хомяковых.

После Октябрьских событий в родовом доме А.С. Хомякова был создан музей. Богучаровский музей относился к музеям особого рода, давно существовавшим на Западе и появившимся в России после Октября. Это музей усадебного быта, охватывавший собой период от XVIII века до 60-х годов XIX столетия.

Как бытовой музей, Богучаровский музей тесно связан с местом своего расположения в провинции, т.к. взятые оттуда предметы в другой обстановке потеряют своё значение. Музей не может быть оторван от Богучарова и потому, что оно, Богучарово, является колыбелью важного исторического течения русской мысли - славянофильства.

По 1815г. Хомяковы жили в Москве, а на лето выезжали в Богучарово. Так что уже детские годы будущего писателя тесно связаны с Тульским краем.

После его кончины в 1860 году усадьба переходит его старшему сыну Дмитрию, который владел ею до 1917 года. При последнем владельце в усадьбе разворачиваются большие строительные работы: пристраиваются к старому господскому дому два флигеля, заново строится телятник, обновляются и расширяются парники и оранжерея, строится дом для управляющего, и в 1894г. строится колокольня, для чего были приглашены архитекторы П.В. Жуковский и Н.В. Султанов.

На сегодня в ансамбль усадьбы входит комплекс мемориальных зданий, которые были свидетелями жизни и деятельности А.С.Хомякова: господский дом (кон.XVIII в.) с флигелями (2-я пол. XIXв.) с каминным залом с красивейшей лепниной, храм во имя Сретения Господня (1841г.), построенный по проекту А.С. Хомякова талантливым крепостным архитектором Сергеем Александровым, колокольня (1894 г.), единственная в России уменьшенная копия кампанеллы при соборе св. Марка в Венеции, дом управляющего (2-я пол.XIXв.), регулярный (VIIIв.) и пейзажный парки (XIXв.), система трех прудов и кладбище (2-я пол.XIXв.), расположенное в северо-западной части усадьбы, на котором сохранились каменные надгробия, самые ранние из которых относятся к 1860 году.

Указом Президента РФ от 20.02.1995 года № 176 усадьба «Богучарово» внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Усадьба «Богучарово» не только одна из жемчужин культурного наследия Тульского края, но образец русской провинциальной помещичьей усадьбы, которых мало как в Тульской области, так и в России.

 

Музей-усадьба В.В. Вересаева

«Деревянный дом с шестью окнами на улицу, бросаются в глаза два крыльца в виде будок… В мое время… далеко в глубину шел на сад… Этот сад был для нас огромным, разнообразным миром, и с ним у меня связаны самые светлые и поэтические впечатления детства… дом принадлежал отцу моему; в этом доме я родился, вырос, в нем жил, когда взрослым приезжал в Тулу», - писал в своих воспоминаниях писатель В.В. Вересаев.

Дом-музей В.В. Вересаева является единственным в России музеем писателя. Экспозиция, размещенная в музее, посвящена жизни и творчеству писателя с 1867 по 1945 гг. В основе экспозиции - личные вещи В.В. Вересаева, его произведения, фотографии, портреты, уникальные книги с автографами, переданные по завещанию писателя в дар Тульскому краеведческому музею.

Дом-музей В.В. Вересаева является единственным в Туле литературным музеем. При музее проводятся литературные и музыкальные вечера, встречи с современными тульскими писателями. Музей продолжает жить и творить, всегда радушно распахивая двери тем, кто хочет прикоснуться к культуре и истории Тульского края.

 

Адрес: Тульская область, г. Тула, ул. Гоголевская, 82

Телефон: 8 (4872) 56-77-31

Официальный сайт: http://veresaev.museum-tula.ru/

 

 

Историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики»

 

Музейный комплекс расположен в исторической части города на Бобрик-Горе.

Именно здесь, на высоком живописном холме при слиянии рек Бобрик и Дона, Екатерина II основала во второй половине XVIII в. усадьбу Бобрики, которую унаследовал Алексей Григорьевич Бобринский – сын императрицы и графа Григория Григорьевича Орлова.

Руководил строительством усадебного комплекса управляющий казенными имениями Тульского наместничества генерал-поручик князь С.В. Гагарин. Составление проекта усадебного дома и церкви было поручено талантливому русскому зодчему И.Е. Старову. Им же разрабатывалась планировка парка. Непосредственное управление имением князь Гагарин предложил знаменитому агроному и садоводу XVIII в. А.Т. Болотову.

В 1815г. в архитектурном комплексе усадьбы появилась новая постройка – родовая усыпальница графов Бобринских. Она была возведена на территории усадебного парка по проекту архитектора В. Милинского. Решение о постройке усыпальницы было принято после смерти графа А.Г. Бобринского, основателя рода Бобринских, его вдовой Анной Владимировной. В дальнейшем в усыпальнице были захоронены представители четырех поколений Бобринских. В 1920 г. захоронение в усыпальнице были вскрыты, а прах Бобринских захоронен в общей могиле. В 2001 г. захоронение в результате археологических раскопок было найдено, проведен антропологический анализ сотрудниками МГУ. В декабре 2003 г. состоялось перезахоронение останков графов Бобринских в склепе родовой усыпальницы.

До наших дней от всего обширного дворцово-хозяйственного комплекса сохранились флигели главного дома, церковь Спаса Нерукотворного образа (ныне храм Свято-Преображения, памятник архитектуры XVIII в. федерального значения), часовня-усыпальница Бобринских (памятник архитектуры XIX в. федерального значения), флигель, построенный в середине XIX в. владельцем имения Бобрики графом А.В. Бобринским, и усадебный парк. Усадьба Бобрики – главный экспонат музейного комплекса.

 

Адрес: Тульская область, г. Донской, ул. Красноармейская, д. 9, корпуса 1-2 (Бобрик-Гора)

Телефон: 8 (48746) 3-62-44

 

 

Музей купца Байбакова в п. Епифань

 

Уездный город Епифань – «столица» знаменитого Первого ратного поля России - Куликова поля, основан в XVI в. указом Ивана Грозного как форпост на южной границе Дикого поля, в верховьях реки Дон. Именно отсюда берут свое начало корни донского казачества, прославившегося в веках своей ратной славой. В XIX в. Епифань становится крупным торговым городом, куда на ярмарки ежегодно съезжаются сотни купцов со всей округи.

Музей – это усадьба купца второй гильдии Антона Евграфовича Байбакова – воссозданный мир мещанского быта. На пороге гостей встречает купчиха - хозяйка дома и приглашает пройти в гостиную. В уютном интерьере дома можно познакомиться с укладом и бытом мещан начала XX века, узнать об основных занятиях и увлечениях членов семьи, увидеть интерьеры жилых комнат и кабинета хозяина.

Неотъемлемой частью любой усадьбы были сад, огород, баня и хозяйственный двор. Каждый из гостей может прогуляться по саду и подробнее познакомиться с хозяйством купца, а самые любопытные конечно же заглянут в подвал, где хранятся запасы.

В торгово-мелочной лавке гости в роли купцов, приехавшего на ярмарку, поторгуются за разный товар, приобретут полезные мелочи и сувениры. После заключения удачной торговой сделки хозяева вместе с гостями отправляются за стол, где можно отведать душистый чай с Куликовским медом или ароматным Епифанским вареньем.

 

 

Богородицкий дворец-музей и парк

 

Усадьба построена Екатериной II для своего внебрачного сына А.Г. Бобринского. Богородицкий дворец является первым в России примером классического стиля в архитектуре. Построенный по проекту известного петербургского архитектора И.Е. Старова, дворец стал не только центром усадьбы, но и города. Именно от него незримо расходятся пять центральных улиц города. Автором радиально – лучевой планировки Богородицка стал ученый – энциклопедист А.Т. Болотов. Веер улиц можно увидеть со смотровой площадки дворца. Богородицкий дворец-музей и парк – музей усадебного типа, включающий памятники архитектуры и садово-паркового искусства федерального значения. В давние времена этот дивный уголок именовался путешественниками и гостями Тульской области не иначе как местом, «достойным любопытства». Печать изящного вкуса, следы прежней роскоши убранства и пышности интерьеров, еще надолго останется в этих стенах. В XVIII столетии «великолепный дом графа Бобринского», расположенный на плоском холму, а еще больше - «обширный сад», который прилегал к усадьбе, считался «чудом здешнего края». С этим мнением путешественников начала прошлого века солидарны и историки современности. В наше время, как и в былые времена, Богородицкий дворец продолжают радовать взор путников и гостей усадьбы. Находясь здесь, понимаешь, что истинные ценности вечны и неизменно хороши и среди шороха опадающих листьев, и среди шума весенней листвы, в пору летнего многоцветья и в суровые российские зимы…

Адрес: Тульская область, г. Богородицк, Дворец-музей и парк

Телефон: 8 (48761) 2-25-32

Официальный сайт: http://palace-museum-park.org/http://bogoroditsk.museum-tula.ru/

 

 

Дом-музей И.А. Бунина

Ефремовский музей Бунина единственный в своём роде сохранившийся мемориальный Дом-музей, в котором время от времени в начале XX века жил и работал великий русский писатель лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин. Этот дом 1906 году купил брат Бунина Евгний у помещика. Построен дом в 1880 году. Этот дом очень хорошо описан в "Чаше жизни". Первое знакомство писателя с городом Ефремовым состоялось в 1887 году при весьма интересных обстоятельствах. Бунину тогда было 17 лет, и он из родового имения Огнёвка, что в Липецкой области, скакал в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым, но по дороге остановился в Ефремове, чтобы обдумать своё решение. В раздумьях и от волнения молодой Иван Бунин зашёл в городской сад и уснул на скамейке, а когда проснулся, решил вернуться в Огнёвку. В 1888 году, зимой И.Бунин приезжает в Ефремов вместе со своей сестрой Марией, которая захотела погостить у своих подруг семьи винокура Туббе. Через год 19-летний И.Бунин вновь приезжает в Ефремов и знакомиться с дочерью фотографа, в которую влюбляется и дарит на память свой портрет, на обороте которого написано стихотворение. Далее писатель неоднократно посещает город и гостит у брата в доме по улице Тургенева, 47, но об этом расскажу не я, а экскурсоводы, которые интересно рассказывают о творчестве, биографии семейства Буниных.

Экспозиция музея разбита на 2 части: текстовую и мемориальную. В текстовой части представлены книги, письма, тут можно прослушать биографию Нобелевского лауреата. В мемориальной части воссоздана атмосфера и обстановка того времени. Во дворе музея находится бюст И.А. Бунина и беседка.

В 1985 году в доме 47 по улице Тургенева был открыт литературный отдел ефремовского краеведческого музея, постоянная экспозиция которого рассказывала о ефремовских мотивах в творчестве писателя. С января 2001 года литературный отдел стал Домом-музеем И.А. Бунина.

Адрес: Тульская область, г. Ефремов, ул. Тургенева, д. 47

Телефон: 8 (48741) 6-64-44

 

 

Музей-заповедник И.С. Тургенева «Бежин луг»

На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево - родовая усадьба Тургеневых. Село ведет свою историю со второй половины XVIII века. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе. В настоящее время в селе Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX века, каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 году и построенную на средства помещика лейб-гвардии прапорщика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), в котором жил в 1850 году И.С. Тургенев, а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы. В знаменитых "Записках охотника" рассеяны названия множества сел и деревень, лесов и рек, расположенных в окрестностях тургеневской усадьбы. Здесь писатель охотился, встречался с крестьянами, ставшими прототипами героев его произведений. Известность Бежина луга после публикации «Записок охотника» стала всемирной. Лев Толстой считал рассказ «Бежин луг» одним из лучших в творчестве Тургенева. Бежин луг занимает огромное пространство, обрамленное с трех сторон рекой Снежедь, он поражает своей красотой и размерами.

Адрес: Тульская область, Чернский район, с. Тургенево

 

Музей-усадьба «Малое Пирогово»

Принадлежавшее Толстым имение Пирогово находилось в 35 верстах от Ясной Поляны, рядом с одноименным селом. Село Пирогово имеет древнюю историю: недалеко от него, у слияния рек Упа и Уперта, в V-VI веках стояло городище. Судя по археологическим находкам, люди жили здесь и в XII веке. Длительный период Пироговым-Саповым владела семья помещиков Темяшевых. В 1828 г. владельцем Пирогова стал А. А. Темяшев, приходившийся отцу Л. Н. Толстого Николаю Ильичу троюродным братом. Это было лучшее из его имений: настоящим «золотым дном» его делал конный завод, стоивший более ста тысяч рублей. Он состоял из превосходных шишкинских и орловских лошадей, участвовавших в бегах на ипподромах и выигрывавших призы. Богатый немолодой холостяк безвыездно жил в Пирогове, изредка навещая яснополянского кузена, в семье которого по просьбе самого Темяшева воспитывалась его дочь Дунечка (прообраз Катеньки в повести «Детство»). Ради обеспечения её проживания у Толстых Темяшев и предложил Николаю Ильичу купить свое имение на весьма льготных условиях. 26 марта 1837 г. в Москве была заключена купчая на Пирогово, и оно стало собственностью отца писателя.

Впервые в Пирогове Л. Н. Толстой побывал десятилетним ребёнком. Возможно, под влиянием пироговских впечатлений им было создано незаконченное детское сочинение «Рассказы дедушки». При разделе имущества между братьями и сестрой Толстыми в 1847 г. большая часть пироговской усадьбы с господским домом и конным заводом перешла к Сергею Николаевичу, а часть земли за Упой и мельницу получила Мария Николаевна.

Дом в Большом Пирогове, «замечательно красивой архитектуры», на протяжении десятков лет был свидетелем проявлений глубокой привязанности друг к другу братьев Толстых. Лев Николаевич всегда знакомил брата со своими новыми произведениями, чтобы узнать его мнение, которым очень дорожил, а Сергей Николаевич с интересом и волнением ждал окончания произведения и появления его в печати. В отсутствие брата и сестры Толстому приходилось интересоваться хозяйством пироговского имения, он часто приезжал сюда на охоту и, конечно, много писал. Здесь Толстой работал над «Юностью» и «Казаками», «Отъезжим полем» и «Крейцеровой сонатой». Замысел всемирно известной повести «Хаджи-Мурат» родился именно во время пребывания Льва Николаевича в пироговском имении в июле 1896 года.

Большое и Малое Пирогово сосуществовали в двух верстах друг от друга. Л. Н. Толстой сам выбрал место для будущей усадьбы сестры над «глубоким ключом», где однажды купался в Упе, вымерил аллеи и дороги, обсадил их берёзами и соснами. Здесь Мария Николаевна и построила свой дом с мезонином. После ухода в монастырь она продала землю крестьянам, а хутор уступила дочери Л. Н. Толстого Марии Львовне, вышедшей замуж за её внука. Лев Николаевич просил дочь «не бросать» Пирогово; сам он любил приезжать в имение, где «особенно приятна тишина» «с целью большей свободы для писания». Бывали здесь и его собратья по перу: в одном из писем к Полине Виардо Тургенев пишет о трёх «очень приятных» днях, проведённых в Пирогове в июне 1858 г. Заглядывал в это имение и А. А. Фет.

После революции судьбы двух Пироговых сложились по-разному. В усадьбе Сергея Николаевича Толстого господский дом был разграблен и сожжён, а храм Рождества Богородицы закрыт и постепенно разрушался. Но всё же, среди кленовой, липовой, черёмуховой поросли ещё и сейчас есть в Пирогове следы усадебного парка: остатки круговой посадки, поперечной и продольной, ведшей от имения к церкви, аллеи, заросли сирени и жасмина.

 

Судьба Малого Пирогова сложилась удачнее. В нем сохранился дом Марии Николаевны Толстой, людская, фрагменты парка. С открытием здесь филиала музея-усадьбы «Ясная Поляна» в 1999 г. появилась надежда на возрождение одного из значимых для Л. Н. Толстого мест. Здесь были обнаружены фундаменты ранее утерянных зданий, ведутся работы по реконструкции усадебного комплекса. Была очищена от мусора территория храма Рождества Богородицы, а в 2009 г. в нем впервые за 80 лет прошло богослужение.

Адрес: Тульская область, Щекинский р-н, д. Пирогово, п/о Пирогово

 

Музей Толстых в с. Никольское-Вяземское

 

Никольское-Вяземское – родовое имение семьи Толстых, принадлежавшее предкам писателя по отцовской линии. Расположено к югу от Ясной Поляны, в Чернском районе, на границе с Орловской областью, на берегу реки Чернь. По народной легенде, в реке была найдена икона Николая Чудотворца, и село стали называть Никольским. Со временем к этому названию стали добавлять слово Вяземское, поскольку первым владельцем села являлся князь Фёдор Вяземский. С 1747 года Никольское стало принадлежать прадеду Л. Н. Толстого - князю Николаю Ивановичу Горчакову, секунд-майору в отставке. Когда его старшая дочь Пелагея вышла замуж за графа Илью Андреевича Толстого, в приданое родители подарили молодым имение Никольское – Вяземское.

После смерти И. А. Толстого в 1820 году имение было взято в Опекунский совет за долги, но затем, в 1824 году выкуплено отцом писателя. Николай Ильич привёл имение в порядок. В 1836 году, в исполнение обета, данного на войне в 1812 г., он построил храм Успения Божьей Матери. В 1847 году произошел раздел земель между его детьми, по которому имение Никольское–Вяземское и деревня Плотицино с 317 человеками крепостных и 920 десятинами земли достались старшему брату Льва Толстого Николаю Николаевичу. Закончив философский факультет Казанского университета, Николай поступил на военную службу. В 1846 году, получив звание прапорщика, он направился на Кавказ. В 1858 году Николай Николаевич окончательно вышел в отставку и поселился в Никольском - Вяземском в скромном бревенчатом флигеле. Частыми гостями Никольского в это время были И. С. Тургенев и А.А. Фет.

После кончины Н. Н. Толстого в 1860 году во владение Никольским вступил Лев Николаевич, разводивший в имении крупный рогатый скот, крымских и русских курдючных овец, а также пчёл. Кроме этого, писатель занимался посадкой яблочных саженцев и берёзовой рощи. В Никольское-Вяземское, в окрестностях которого всегда водилось много дичи и зверей, Толстой традиционно приезжал и на охоту. В романе «Война и мир» страстные охотники Ростовы, так напоминающие семью Толстых, выезжают в свое имение Отрадное, в описании которого можно найти много общего с Никольским. Сергей Львович Толстой, старший сын Л. Н. Толстого, вспоминал: «С детства Никольское производило на меня сильное впечатление: густые лиственные леса, глубокие овраги, холмистые поля, вековые тополя и величественная сосна в яблоневом саду; речка Чернь, убегающая в даль и сверкающая между деревьями, постоянно шумящая водяная мельница, широкие виды на речку, лесные склоны, поля, дальние сёла и церкви, большие камни на самом высоком месте имения – все это мне было ново и казалось необыкновенно красиво, да и на самом деле было красиво».

7 июля 1892 года, после отказа Л.Н. Толстого от собственности, Никольское-Вяземское перешло Сергею Львовичу, поступившему на службу в земство Чернского уезда. При нем из находящегося поблизости Александровского хутора в усадьбу был перенесен деревенский дом на высоком фундаменте, ставший основой барского дома. В своем родовом гнезде С. Л. Толстой прожил до лета 1918 года - именно тогда Никольское разделило судьбу других сожженных и разрушенных помещичьих усадеб. Сергею Львовичу не оставалось ничего, как покинуть имение и переехать в Москву.

С этого момента для бывшего имения Толстых наступил «сезон забвения», продолжавшийся вплоть до 1983 года, когда Тульский машиностроительный завод взял Никольское-Вяземское в подсобное хозяйство. Четыре года спустя состоялось торжественное открытие восстановленного дома-музея. Были частично восстановлены Храм Успения Божьей Матери, толстовский теннисный корт, а позднее - создан культурно-туристический комплекс.

В 2000 году музей Л. Н. Толстого в Никольском-Вяземском был передан музею-усадьбе «Ясная Поляна» в качестве филиала. В настоящее время здесь решено разместить экспозицию, посвященную истории рода Толстых в контексте истории России.

 

Адрес: 301083 Тульская область, Чернский район, п/о Никольское-Вяземское

Тел.: +7-903-038-52-30

 

Покровское

Покровское, расположенное на левом берегу речки Снежедь, в 10 км к западу от Черни, было одним из родовых имений разветвлённого рода Толстых и в конце XVIII века принадлежало двоюродному дяде писателя П. И. Толстому. За его сына Валериана Петровича в 1847 году вышла замуж сестра писателя Мария Николаевна Толстая. С этого времени возникает тесная связь самого писателя и его семьи с Покровским.

Лев Николаевич много раз посещал Покровское, оставался здесь на несколько дней, работая над своими произведениями. Здесь была сделана первая запись о замысле «Холстомера». Увиденная им в окрестностях Спасского «старая, худая, изможденная лошадь» вызвала замысел нового произведения, и, вернувшись в Покровское, Толстой записывает в дневнике: «Хочется писать историю лошади».

В Покровском, находившемся в нескольких верстах от Спасского-Лутовинова, часто бывал И. С. Тургенев, который был дружен с Марией Николаевной Толстой. Тургенев отзывался о ней в письмах с пылким, юношеским восторгом: «...умна, добра и очень привлекательна», «одно из привлекательнейших существ, какие мне только удавалось встретить. Мила, умна, просто - глаз бы не отвел. На старости лет (мне четвертого стукнуло 36 лет) - я едва не влюбился». История их взаимоотношений легла в основу «Фауста», небольшой повести Тургенева в письмах, повести о трагической, запоздалой любви. Автор повести придал героине склад ума М. Н. Толстой, черты ее внешнего облика, и отразил в сюжете некоторые штрихи их общения в Покровском.

Брак Марии Николаевны Толстой оказался несчастливым. В 1857 г. она расходится с мужем, а в 1865 г. В. П. Толстой умирает. Только через семь лет после этого Тульский окружной суд вынес решение «об утверждении в правах наследства к имениям умершего гр. В. П. Толстого» его вдовы и детей, получивших различные доли наследства. Впоследствии в Покровском жила дочь Марии Николаевны Елизавета Валерьяновна Оболенская. Некоторое время провела в Покровском и дочь писателя Мария Львовна, вышедшая замуж за сына Е.В. Оболенской Николая Леонидовича.

От большого имения до сегодняшних дней в усадьбе Покровское сохранился лишь небольшой дом, в котором жила Мария Николаевна Толстая. После революции в доме размещался клуб, а затем Покровская школа. В 1960-е годы здание было выкуплено одним из жителей Покровского, а в 2001 году приобретено музеем-усадьбой «Ясная Поляна».

 

301222, Тульская обл., Чернский р-н, д. Покровское

 

Мансурово

Мансурово - самый «молодой» филиал музея-усадьбы «Ясная Поляна», приобретший этот статус в 2008 г. На самом деле имению Мансурово, расположенному рядом с одноименной деревней, около 400 лет. Такой почтенный возраст позволяет назвать Мансурово одной из старейших помещичьих усадеб Калужской области.

Селение получило своё название по фамилии первых хозяев - Мансуровых, представителей старинного дворянского рода, владевших им со второй четверти XVII века. В начале XIX века усадьба переходит к другим владельцам и название сельца Мансурово постепенно заменяется названием Дубровка. И сегодня эта деревня официально называется Дубровка и относится к Малоярославецкому району Калужской области.

Дубровка - это хорошо сохранившийся образец усадьбы в стиле зрелого классицизма. Ее ансамбль сформировался во второй половине XVIII–начале XIX вв. По преданию, в обустройстве усадьбы принимали участие итальянские мастера. Все сооружения парадного двора выстроены из кирпича и оштукатурены. Ансамбль центральной (парадной) части усадьбы в перестроенном в XIX в. виде дошёл до нашего времени без больших искажений. Парадный двор представляет собой симметричную композицию, образованную главным домом и подчинёнными ему четырьмя флигелями. Главный дом – прямоугольное в плане трёхэтажное каменное здание, ориентированное главным фасадом на парадный двор, с северной стороны ограниченный литой металлической оградой с воротами.

Парк усадьбы Дубровка – хорошо сохранившийся образец пейзажного парка, который в сочетании с «плодовитым» садом был широко распространён в русской усадьбе конца XVIII – начала XIX в. Видимо, и в XVIII в. сад был большой, это подтверждает то, что для хранения урожая была выстроена вблизи дома специальная «яблочная кладовая» с подвалом.

Последним владельцем усадьбы был сын Льва Николаевича Толстого – Илья Львович Толстой, который купил Мансурово в 1901 году у купцов Крылова и Баскакова. Здесь прошла большая часть его семейной жизни, здесь он занимался усадебным хозяйством: сеял хлеб, выписывал из-за границы новые сельхозмашины, разводил домашний скот, возделывал плодовый сад, обустраивал пейзажный парк. В усадьбе всегда было много гостей и родственников.

Семья жила дружно, общими интересами. Жена Ильи Львовича Софья Николаевна (урожденная Философова) была прекрасной музыкантшей и привила любовь к музыке своим детям. В Дубровке родились младшие дети Ильи Львовича Вера (в 1903 г.) и Кирилл (в 1907 г.), а в 1908 году здесь играли свадьбу его старшей дочери Анночки. Обе дочери славились своим исполнительским талантом русских и цыганских романсов: Анна – в Калуге и Москве, Вера – в эмиграции, в Париже.

Любили в семье и живопись. На третьем этаже старого мансуровского дома одна из комнат была превращена в художественную мастерскую, которая называлась «батуринской» потому, что здесь бывал талантливый живописец Виктор Павлович Батурин,. У него брали уроки живописи Илья Львович и старшие дети.

Безоблачная жизнь в усадьбе закончилась в 1914 г. В это время Илья Львович и старшие сыновья Михаил и Андрей отправились на фронт, Илья учился в Петербурге, Владимир и Вера жили в Калуге с матерью. Анна Ильинична тоже жила в Калуге со своей семьёй, к этому времени у неё уже был пятилетний сын Сергей. Илья Львович февральскую революцию 1917 года встретил в Америке, осенью, побывав в Москве и Петербурге, он уехал в Америку навсегда, где и умер в 1933 году вдали от родины.

В 1919 г. имение было национализировано. Земля была передана в пользование Дубровской сельхозартели. Позднее (вероятно с 1922 г.) в усадьбе был размещён детский дом, профиль которого несколько раз менялся. В главном доме неоднократно производился ремонт и некоторые перестройки. До 1994 года в усадьбе располагалась школа-интернат, которая была переведена в соседний посёлок Юбилейный.

В настоящее время усадьба Дубровка как памятник истории и архитектуры федерального значения передана под юрисдикцию ФГУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна». По завершении ремонта в усадьбе планируется размещение научной музейной экспозиции и научно-культурного центра, что будет способствовать возрождению инфраструктуры местности, прилегающей к усадьбе, возрождению окрестных деревень.

 

Адрес: 249086 Калужская область, Малоярославецкий район, д. Дубровка

Тел./факс: +7 (48751) 76-1-18 (c 9.00 до 16.30)

 

 

Усадьба актрисы императорского Московского театра Г.Н. Федотовой

Вблизи Каширы, на границе Тульской и Московской областей, в километре от реки Оки в деревне Фёдоровка Ясногорского района стоит старинный двухэтажный дом с мезонином, окружённый парком с липовыми  и лиственничными аллеями, с зеркальным прудом и садом. Это бывшая усадьба актрисы Императорского Московского театра (ныне Малый театр) Гликерии Николаевны Федотовой. Усадебный комплекс был построен в 1879 году по заказу Евдокии Андреевны Муравьёвой, жены павловского генерала, а затем его купила под дачу Федотова. 

Гликерия Федотова (1846-1925) -  русская актриса, Заслуженная артистка императорских театров, ведущая актриса Малого театра, народная артистка республики (1924),  Герой труда (1924). Она блистала на московской сцене в пьесах А.Н. Островского, многих спектаклях из репертуара театра второй половины XIX века, была кумиром театральной публики. Федотова стояла у самых истоков рождения нового русского театра. Актриса 13 раз приезжала с гастролями в Тулу.
В настоящее время в доме Г. Н. Федотовой располагается Фёдоровская основная общеобразовательная школа.
Внутренняя архитектура дома практически не изменилась.  В мезонине расположился школьный  мини-музей, где бережно хранятся собранные по крупицам материалы о жизни и творчестве Гликерии Николаевны. Для продвижения усадьбы как туристского объекта и культурного центра, привлечения внимания к её истории Ясногорский районный художественно-краеведческий музей совместно с Ассоциацией музейных работников и Фёдоровской школой с 2013 года реализует проект «Маленькая Швейцария» Гликерии Федотовой».

В мае 2013 года в Фёдоровке в рамках проекта  состоялся театрализованный праздник «Федотовская весна», организованный силами самодеятельных театральных и фольклорных коллективов Ясногорского района.

Адрес: Ясногорский район, деревня Фёдоровка

 

Усадьба Бибиковых

Из всего комплекса усадьбы, если не считать стоящую в стороне позднюю хозяйственную постройку, сохранился только главный дом в стиле классицизма. Стилистически его можно датировать самым началом XIX века. Первый этаж дома как бы "приземлен" сплошным тяжелым^ ленточным рустом, придающим ему зрительную устойчивость. Парадный бельэтаж, напротив, "возвышен". Его гладко оштукатуренные стены прорезаны высокими окнами с расположенными над ними легкими, тонкими фронтончиками и плоскими лежачими нишами с едва уловимой плоской орнаментацией.

Благодаря такому распределению всех архитектурных форм стена выглядит пластически неоднородной, на смену монотонности приходит благородная утонченность. При отмеченном архитектурном своеобразии усадебного дома его композиция подчинена идеальной классицистической схеме: в центре обоих длинных фасадов, выделяя главную ось, были помещены ныне утраченные портики, поддерживающие балконы. Судя по тройным проемам балконных дверей, портики состояли, вероятно, из четырех попарно сдвоенных колонн большого ордера, придававших облику дома ощущение одухотворенной приподнятости. Можно предположить, что они были завершены небольшими фронтонами. А может быть, у дома был еще мезонин или бельведер? Очень уж парадно для простого чердака решена ведущая в него внутренняя лестница, занимающая специальное помещение (часть центрального коридора с полукруглой стеной).

Да, признаться, и было ради чего устраивать хотя бы бельведер - есть где разгуляться взору! Отсюда, с высокой точки, просматривается весь пейзажный парк с большим красивым прудом, тонкой сетью дорожек, ведущих к полянам на высоком берегу Крушмы, крутые берега реки и ее петляющая серебристая лента.

Главный и парковые фасады дома одинаковы. Внутри он имеет круговой обход, то есть анфилада опоясывает весь дом, причем зал с центральной печью занимает угловое положение. За ним вдоль паркового фасада следуют три помещения одинаковых размеров с угловыми печами,- вероятно, это гостиные. Помещения парадного этажа до сих пор украшены белыми кафельными печами и старыми филенчатыми дверьми с изящной кан-нелированной вставкой.

Дом, как, впрочем, и все село с усадьбой, принадлежали Бибиковым, которые жили большой дружной семьей. Родной дом, семейная традиция, фамильное предание - эти слова помогают нам проникнуться атмосферой живой доброты, безграничного доверия и светлой радости, связывавших людей в единую счастливую семью. В ней они находили прочное убежище от пустоты, пошлости и зла.

Летом 1855 года вея семья собирается вместе. Из Калуги, приняв должность директора училищ, приезжает Петр Сергеевич Бибиков; из-под Севастополя возвращается раненый генерал-майор Дмитрий Сергеевич Бибиков, он сильно прихрамывает - осколок гранаты попал в стопу. Варвара Дмитриевна старается ни на минуту не отходить от сына. Сопровождает его в прогулках по парку, где он испытывает бесконечную, невыразимую радость узнавания тех уголков, с которыми было столько связано в детстве. Тысячи милых мелочей замечает он в своем доме, где мало что изменилось за прошедшие годы. Она показывает ему новую каменную Преображенскую церковь (1853; не сохранилась) - первую постройку, появившуюся в Сеневе после смерти отца, Сергея Александровича Бибикова, который любил свою усадьбу и прожил в ней большую часть жизни. Он и купил ее вскоре после увольнения со службы (1802) у вдовы-полковницы Е. Д. Хитрово, вероятно, еще до своей женитьбы.

После возвращения старшего сына Варваре Дмитриевне суждено прожить недолго. В дом, который держался на ее любви, чуткости и доброте, приходит большое горе, но первое время все еще течет как-то само собой, по давно заведенному ею порядку. О ней долго помнят, и не только близкие, но и в усадьбе и на селе. Когда у старших Бибиковых рождается первенец - дочка, ее называют Варварой.

Назначенный состоять в запасных войсках, Бибиков не может долго усидеть на месте. В 1857 году его выбирают предводителем дворянства Алексинского уезда, а через два года утверждают членом Тульского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян. Умирает он в 1861 году. Его жена Людмила Алексеевна, урожденная Кошелева, в то время еще молодая женщина, выходит во второй раз замуж за штаб-ротмистра Штадена. От первого брака у нее кроме дочери Варвары остается два сына - Алексей и Сергей Дмитриевичи. Стала ли она для них тем, кем была для своих детей, да и для всего дома Варвара Дмитриевна? Сумела ли сохранить хоть в какой-то мере ту удивительную, особенную атмосферу теплого, мирного домашнего очага, согревающего всем сердца и души? Или распалось еще одно "дворянское гнездо"? Ответ вы найдете в родовой усадьбе в селе Сенево.

Адрес: Тульская область, Алексинский район, село Сенево

 

Усадьба в с. Хорошевка

Близ сельца Хорошевка, на высоком берегу Оки, в светлой берёзовой рощице, сохранился небольшой ансамбль дачного дома в стиле модерн. Это несколько построек, сложенных из белого камня. В центре этого комплекса - двухэтажное здание со ступенчатыми фасадами и окнами различных пропорций. В начале XX века этот дом принадлежал помещице Серафиме Давыдовне Красильщиковой. Дом в Хорошевке памятник редкий и нехарактерный. Дачное строительство во второй половине XIX века - начале XX века как самостоятельная отрасль на берегах Оки почти не развивалось. Чаще в этой местности под дачи приспосабливали небольшие старые усадьбы. В настоящее время в усадебном комплексе располагается база отдыха Тульского Машзавода.

Адрес: Ясногорский район, село Хорошевка

 

Усадьба Киреевских

Первым известным нам владельцем Красино-Убережного был дворянин Михаил Петрович Травин. В конце XVII века он построил здесь деревянный дом и каменный храм Живоначальной Троицы в древнерусском стиле. Потом, в середине XVIII века, поместье купил каширский воевода Никита Яковлевич Киреевский, и с тех пор оно стало родовым гнездом Киреевских. На месте старого деревянного дома он построил двухэтажный каменный дом-дворец с толстыми, больше метра, стенами. от него к Оке спускалась липовая аллея. За домом и в стороне от него был разбит кленовый парк. Дом в Красино-Убережном был первым каменным гражданским зданием европейского образца во всей округе. Даже в самой Кашире, центре уезда, все гражданские сооружения в то время строились из дерева. Дом дважды перестраивался, причем довольно кардинально. Например, в начале XIX века ему придали новый внешний облик в модном тогда английском стиле. Интересно, что, несмотря на это, первоначальное каменное здание XVIII века сохранилось: оно как бы вписано в позднейшие достройки и перестройки. В этой старой части дома находится старинная трапезная площадью сто квадратных метров с каменными сводчатыми потолками. В трапезной даже в самый жаркий летний день прохладно так, как будто работает мощный кондиционер. Главное украшение дворца - большие наличники его парадного этажа - теперь может восполнить только воображение. До середины 80-х годов XX века в двухэтажном здании располагалась школа, а затем главный дом и хозяйственные постройки перешли в частную собственность.Новый владелец восстанавливает усадьбу уже несколько лет лет, стараясь сохранить историческую достоверность. Например, удалось сохранить лестницу, фрагменты перекрытий, единичные сохранившиеся старинные половые доски из лиственницы просто дополнили такими же новыми. При нынешнем владельце восстановлен не только дом, но и въездные ворота, флигель, расчищены и благоустроены родники, обустраивается парк. Природа вокруг великолепная, совсем рядом река.

Адрес: Ясногорский район, село Красино-Убережное

 

Усадьба Мирковичей

По решению облисполкома № 6-294 от 9 апреля 1969 г. усадьба была признана памятником истории и культуры местного значения, а с 1995 года по указу Президента Российской Федерации (№ 176 от 20 февраля 1995 г.) – памятником истории и культуры федерального значения.

Во времена царя Ивана Грозного село было вотчиной бояр Стрешневых. В конце XVIII века оно перешло роду Чичериных: генерал-майору Александру Николаевичу и его супруге Елизавете Петровне, урожденной Демидовой, внучке Григория Акинфиевича Демидова – одного из крупнейших производителей железа и меди, создателя первого в России научного ботанического сада под Соликамском. Ее отец, Петр Григорьевич Демидов (1740 – 1826), с 1800 года в течение пяти лет исполнял должность обер-директора Санкт-Петербургского коммерческого училища.

Сама Елизавета Петровна известна как переводчица и писательница. Это имя вошло в словарь русских писателей XVIII века. Ее дочь, Екатерина Александровна Чичерина в 1822 году вышла замуж за Александра Яковлевича Мирковича (1792 – 1888). От этого брака в 1828 году родился сын Александр. Скончалась Екатерина Александровна в 1848 году на 58 году жизни.

В 1851 году Александр Яковлевич Миркович закончил строительство главного усадебного дома.

Некоторые представители рода Чичериных – Мирковичей нашли свое упокоение в приделе Никольского храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского, сохранившегося до наших дней, устроителями которого они были.

Вплоть до 1917 года усадьба находилась во владении потомков этой семьи.

Затем в усадьбе располагалась школа крестьянской молодежи, а с 1932 года – Дом отдыха Союза писателей. Здесь отдыхал Б.Л.Пастернак и многие другие известные писатели.

В «Доме Мирковича» с 1953 г. по 1974 г. размещался детский дом. Позднее здание-памятник использовался как общежитие для сотрудников детского дома.

С августа 2005 года памятник истории и культуры Федерального значения передан в безвозмездное пользование на 49 лет АНО «Культурный центр «Усадьба генерала Мирковича» для создания в нем мемориального музея Героя Отечественной войны 1812 года, участника заграничных походов 1813–1814 годов, участника Бородинского сражения, генерал-майора, Георгиевского кавалера Александра Яковлевича Мирковича. Учредителями культурного центра являются его прямые потомки.

В 2001 году на здании-памятнике была установлена мемориальная доска следующего содержания: «Памятник истории и культуры федерального (общероссийского) значения XIX века «Усадьба генерала Мирковича А.Я.» (02.02.1792 – 22.06.1888), героя Отечественной войны 1812 г., участника Бородинского сражения и заграничных походов русских войск (1813–1814 гг.), Георгиевского кавалера. Здесь с 1932 по 1936 гг. располагался Дом отдыха писателей, где жили и работали писатели А.Серафимович, Н.Тренев, поэт Б.Пастернак. Охраняется государством. Мемориальная доска установлена 4 июля 2001 г. благодарными потомками генерала А.Я.Мирковича».

В усадьбе были проведены комплексные мероприятия по консервации дома и защите его от проникновения посторонних лиц. Проведены противоаварийные работы для приостановки дальнейшего разрушения здания. В настоящее время на стадии разработки находится реставрационный проект памятника и согласование проекта границ территории и зон охраны памятника. В одном из залов главного дома усадьбы создана предварительная экспозиция, рассказывающая об истории усадьбы и ее владельцах.

С 2005 года в День города Одоева в усадьбе проводится «День открытых дверей». Для школьников района посещение усадьбы также стало традицией: в мае – по окончании учебного года, в сентябре – в начале учебного сезона ко Дню Бородинского сражения, участником которого был владелец усадьбы, Александр Яковлевич Миркович.

В мае 2008 году учредители культурного Центра были отмечены Национальной премией «Культурное наследие» за заслуги в деле сохранения, возрождения и популяризации архитектурного наследия России, а в 2009 году – благодарностью Министра культуры Российской Федерации.

Адрес: Тульская область, Одоевский район, с. Николо-Жупань

 

Усадьба Новосильцевых

Усадебный комплекс строился участником войны 1812 года Владимиром Григорьевичем Новосильцевым в начале 20-х годов XIX века. Новосильцев прошёл всю Европу до Парижа, несмотря на тяжёлое ранение в Лейпцигской битве. Выйдя в отставку в 1819 году полковником и кавалером, Владимир Григорьевич женился и тогда же решил поселиться в усадьбе.

 

Есуково в ту пору представляло собой старое, порядочно обветшавшее поместье, деревянные жилые постройки располагались вокруг усадебного двора, который, стараниями В.Г.Новосильцева, вскоре преобразился. Посреди двора было построено двухэтажное каменное здание. По периметру, строго симметрично главной оси дома, расположились четыре одноэтажных флигеля (людские и кухня), за домом парк с липовыми аллеями и усадебный пруд. Такую усадьбу привычнее было бы увидеть на улице губернского города.

Новосильцевы – старинный дворянский род, внесённый в 6-ю часть родословной книги Тульской, Рязанской, Московской и Тамбовской губерний. Родоначальник - Яков Юрьевич, по прозванию Новосилец, был окольничим князя Владимира Андреевича Храброго и выстроил в 1372 году город Серпухов. Новосильцевы служили преимущественно на военном поприще.

Комплекс усадьбы Новосильцевых представляет собой двухэтажное каменное здание, строго симметрично главной оси дома - четыре одноэтажных флигеля (людские и кухня), за домом – парк с липовыми аллеями и усадебный пруд.

Адрес: Тульская область, Ясногорский район, поселок Есуковский

 

Усадьба Сухотиных

 

Сельцо Петровское расположено по обеим сторонам речки Снежедь в 2 км. от села Тургенево. С 1778 года сельцо принадлежало старинному тульскому дворянскому роду Сухотиных. В середине 19 века им владел генерал-лейтенант конной артиллерии Николай Николаевич Сухотин (старший), герой Крымской компании, участник войн на Кавказе, Каменец-Подольский губернатор. На его средства были проведены работы по внутренней отделке и росписи Введенского храма в селе Тургенево. Умер генерал-лейтенант Н.Н.Сухотин (старший) в 1879 году и был похоронен в склепе на кладбище села Тургенево. Сельцо Петровское перешло к его сыну генералу от кавалерии Николаю Николаевичу Сухотину (младшему), который был участником Балканской войны 1877, начальником Академии Генерального штаба Российской армии, наказным атаманом Сибирского казачьего войска. Внучкой генерала от кавалерии Н.Н. Сухотина была известная советская киноактриса Любовь Петровна Орлова.

Адрес: Тульская область, Чернский район, с. Петровское