Золото скифов Тувы

Самым уникальным брендом Республики Тыва является золото скифов курганов «Аржаан-1» и «Аржаан-2». В начале 2000-х годов археологи преподнесли миру настоящую сенсацию, которая в корне перевернула всеобщее представление о скифской цивилизации, её истории. На территории Тувы были раскопаны два кургана «Аржаан-1» и «Аржаан-2» в Долине царей. Эти курганы были не тронуты грабителями и донесли все свои ценности до наших времен. Захоронение «Аржаан-2» относят к VI-V веку до н.э. и это самый ранний исторический памятник, который характеризует скифскую культуру. Тем самым на сегодняшний день официально признано, что скифская цивилизация зародилась именно в Азии, а если быть точнее в её центре - на современной территории Республики Тыва, а уж потом эта цивилизация распространилась на запад.

Курган «Аржаан-2» стал настоящим Клондайком для археологов, из него было извлечено более 20 кг золота высокой 990 пробы, а точнее украшений и атрибутов из этого металла. (около 9 тыс. предметов). Эту коллекцию золотых предметов, а также металлических предметов инкрустированных золотом, негласно называют "главным археологическим открытием XXI века".

В марте 2004 года Эрмитаж показал коллекцию на выставке «Аржан - источник в долине Царей», эта выставка привлекла огромное количество посетителей и в течение 2-х лет интерес к экспозиции не угасал. В 2006-2008 годах экспозиция путешествовала по Германии - Мюнхен, Гамбург, Берлин.  Коллекция вернулась в Туву в 2008 году,  в год открытия нынешнего нового здания Национального музея им.Алдан-Маадыр.  И на сегодняшний день притягивает внимание многих и многих ученых, гостей и туристов  республики.

Среди останков найдена массивная золотая гривна - символ власти. Головные уборы скифов украшали золотые пластины в виде лошадей, оленей, барсов. Ученые сделали предположение, что в могиле была погребена супружеская чета, принадлежавшая к скифской элите. Общий вес золота, извлеченного из гробницы, составил около 20 кг. При раскопках Аржаана-2 археологи также нашли большое количество железного оружия, инкрустированного золотом, а также изделия из бронзы и керамики». «Эти сокровища директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал главной археологической находкой XXI века, и мы ожидаем, что выставка вызовет большой интерес и резонанс», - добавил Чигжит.

Все находки разместили в музее внутри пуленепробиваемых витрин, а в залах установили современные охранные системы. Всего в кургане нашли более 5 тысяч золотых предметов весом около 23 килограммов. После их изучения один из руководителей экспедиции, во время которой были обнаружены эти артефакты, старший научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов отмечал, что возраст найденного захоронения позволяет подвергнуть сомнению теорию о причерноморском происхождении скифов, их родиной могла стать Центральная Азия.

Археологические коллекции Национального музея Республики Тыва им. Алдан-Маадыр относятся к разным периодам истории Тувы, начиная с первобытно-общинного строя до середины XVIII в.

Интересны материалы раскопок докторов исторических наук С.И. Вайнштейна, М.П. Грязнова, Л.Р. Кызласова, М.А. Дэвлетт, С.И. Астахова и кандидатов исторических наук А.Д. Грача, М.Х. Маннай-оола, И.У. Самбуу, К.В. Чугунова.

Особенно уникальны материалы кургана «Аржаан», памятника раннескифской эпохи (VIII-VII вв. до н.э.), исследованного на территории так называемой Долины царей (возле с. Аржаан Пий-Хемского района) в 1971-1974 гг. В нем были найдены погребения вождя племенного союза, его жены и приближенных, всего 17 человек, а также скелеты 160 лошадей. В этом кургане обнаружены украшения из бронзы, золота и серебра, оружие (кинжалы, наконечники стрел), фрагменты ткани, многочисленные предметы конской упряжи, которые стали ценностями нашего музея.

Материалы кургана «Аржаан» со своеобразным уникальным макетом самого кургана (сделанного из древесины лиственницы из самого кургана) прославились по всему миру. Они выставлялись во многих зарубежных странах: в США, Японии, Китае, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Корее, Бельгии, Германии и многих городах бывшего СССР.

Мировой сенсацией стали раскопки кургана «Аржаан-2», проведенные совместно российскими (руководител – начальник Центрально-Азиатской экспедиции К.В. Чугунов) и немецкими археологами (руководители – проф. Г. Парцингер, док. А. Наглер) в 2001-2004 гг.

Золотые находки в Аржане-2 демонстрируют наличие у населения раннескифского времени Тувы ювелирного мастерства высочайшего уровня – неповторимые предметы, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле: гривна – знак царской власти – мужское нашейное украшение, пектораль – женское нагрудное украшение, бляхи в виде кошачьего хищника и кабана, шпильки, кинжалы и наконечники стрел и др. погребальные украшения.

 

Также одним из основных брендов Республики  Тыва является скульптурный комплекс «Центр Азии» в связи с тем, что географический  центр Азиатского материка находится на территории Республики Тыва.

Обелиск «Центр Азии» – самый популярный символ, бренд города Кызыла и Республики Тыва, находится на левом берегу реки Улуг-Хем (Енисей) у слияния двух рек: Бий-Хем и Каа-Хем.

Первое упоминание о центре Азии найдено в книге инженера путей сообщения, начальника партии по исследованию Верхнего Енисея В.М. Родевича «Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)», опубликованной в Санкт-Петербурге в 1910 году. В разделе о туристах автор упоминает английского путешественника, приехавшего в 90-х годах в Урянхай со специальной целью – увидеть центр Азии, который, по его определению, располагался возле усадьбы Г.П. Сафьянова, которая стояла на левом берегу Улуг-Хема в 23 верстах ниже слияния Бий-Хема и Каа-Хема. Англичанин установил в садике усадьбы столб. Позже знак центра Азии в виде небольшой усечённой пирамиды был установлен в Кызыле у здания электростанции на берегу Улуг-Хема. Первоначально карта Тувы на обелиске была выложена драгоценными и полудрагоценными камнями, а сам центр Азии был отмечен позолоченным камнем.

В 1964 году к 20-летней годовщине добровольного вхождения Тувы в состав Советского Союза по проекту скульптора Василия Фадеевича Демина и архитекторов В. Бажина и В. Ветчинова на левом берегу Енисея был установлен бетонный обелиск высотой 11 метров в виде земного шара на двухметровом квадратном постаменте с устремленным ввысь трёхгранным шпилем.

В 1984 году в честь празднования сорокалетия Советской Тувы памятник реконструировали под руководством архитектора М. Куулара. Композиция обелиска была в целом сохранена, реконструкция заключалась в облицовке гранитом, подъеме на пьедестал, благоустройстве прилежащей территории и организации береговой смотровой площадки. Впоследствии в начале аллеи, ведущей к обелиску, были поставлены скульптурные изображения арзыланов.

В 2014 году, к 100-летию единения России и Республики Тыва, проведена реконструкция набережной, а вместе с ней и обелиска.

Автором нового скульптурного комплекса «Центр Азии» является известный российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России Д. Б. Намдаков.

Достопримечательное место «Центр Азии» представляет собой загороженное место, куда входит ряд примечательных объектов. Такие, как архитектурные сооружения в восточном (китайском) стиле, монументальные скульптуры, далее (скульптурный комплекс), озелененные благоустроенные участки с посаженными хвойными деревьями (елки). А также площадки из булыжника (мраморные бруски) и набережная, загороженная металлическая обрешетками.

Самым популярным туристским «брендом» Республики Тыва, известным за пределами республики, является скульптурный комплекс «Центр Азии», который состоит из основания (пьедестала), над которым стоят три барса – хранители «земного шара», над барсами земной шар и высокий шпиль, увенчанный навершием в виде фигуры оленя. Вся композиция установлена на фонтане, общая картина которой выражает симметрию.

Параметры: высота – 17 м.

Материал: бронза, железобетон, гранитные плиты.

Техника: литье, патинирование.

Фонтанный комплекс представляется как сложная конструкция, состоящая из нескольких частей, в единстве образующая комплексное монументальное сооружение. В основе сооружения лежит массивное основание состоящее из лестничных маршей, над ним установлена фонтанная чаша, на центральной части сооружения стоит главное украшение комплекса (обелиск), напоминающий по форме прежний монумент, который был установлен и проектирован В. Ф. Деминым в 1964 году. Вся конструкция сделана из железобетона и отделана гранитными плитками, главными украшениями комплекса являются бронзовые статуи, отлитые в знаменитых мастерских Италии.

Обелиск «Центр Азии» символизирует географический центр азиатского континента. В оформлении обелиска автор использовал мотивы искусства древних культур: пьедестал окантован рельефными рисунками, самым главным в которой является свиток, где на трех языках написаны слова: «Центр Азии». Свиток держат крылатые драконы в средневековом  европейском плане, у основания шара зритель видит барсов – как три льва хранители учения буддизма (знаменитый фонтан в Индии); на вершине шпиля установлен символ эпохи бронзового века – «солнечный олень» с раскидистыми рогами, на поверхности земного шара и конусообразного шпиля художник разместил рельефы с контурами всех континентов и изображения археологических предметов из кургана Аржаан 2, которые датируются ранним железным веком. В технике отделки использована золотая патина, придающая художественную выразительность и более гармонично вписывающая объект в окружающую среду.

Статуи 12-ти животных, украшающие фонтанную чашу, символизируют традиционную китайскую астрологию, где двенадцатилетний цикл смены годов представляется в виде животных. Астрологическая тематика выбрана по тем соображениям, что обелиск (земной шар), окруженный 12-ю животными, будет олицетворять Вселенную (космос).

Горловое пение – хоомей

Хоомей заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

1) хрипеть, издавать хриплые звуки;

2) бурлить (при кипении, например, каши).

У тувинцев горловое пение обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосное горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве, то есть VI-VIII вв., то о времени зарождения и становления горлового пения нельзя говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

Камнерезное искусство

Именно в Туве сохранилось и продолжает развиваться редчайшее камнерезное искусство — резьба по агальматолиту.

Этот солнечный камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики. Практически все жители села Кызыл-Даг, расположенного неподалеку от месторождения, владеют искусством резьбы по агальматолиту, который здесь называют чонар-даш — «податливый камень».

В одной небольшой деревне проживают 27 членов Союза художников России, народный художник РФ, заслуженные художники Тувы. Они вырезают из чонар-даша фигурки животных: коней, верблюдов, оленей, а также сказочных львов-арзыланов, которые, как говорят легенды, никогда не показываются людям и лишь иногда посылают в селения своих младших наместников — собак. Во всем мире ценятся уникальные шахматы из этого камня, выполненные в особой местной стилистике: короля изображает лама, слона — верблюд, а в роли ферзя выступает грозный арзылан.

 

Каменное изваяние «Чингис-хан»

Одним из самых интересных памятников древних тюрков Тывы являются каменные изваяния (по-тувински “Кижи-кожээ”). Они представляют собой скульптурные изображения воинов с ритуальными сосудами в руках. В тувинских степях и просторах около 200 подобных изваяний, являющихся предметом поклонения. Среди них выделяется статуя могучего воина с широкоскулым лицом, своими крупными размерами, реалистичностью трактовки и тщательностью изготовления. На гранитной щеке воина поблескивает кристалл кварца. Этот каменное изваяние и по сей день стоит в степи недалеко от скал Бижиктиг-Хая. В народе его именуют «Чингис-Ханом», а прозрачный кристалл считают его окаменевшей слезой.

 

Шаманизм

Особой, самой мистической частью тувинской культуры является шаманизм. Здесь верят, что шаман — не просто жрец. Он — человек, наделенный особыми, сверхъестественными способностями. Ему дано общаться с духами и высшими силами, врачевать болезни. На него возлагается роль посредника между тем миром, где живут люди, и иными реальностями. Очень часто шаманский дар передается по наследству, и существуют целые династии, в которых если и не каждое поколение, то уж несколько раз в столетие кто-то обязательно становится таким посредником. Становление шамана связано с особой болезнью, когда он семь дней находясь буквально при смерти полностью перерождается.

Основной шаманский обряд, видимый посторонними, — камлание, когда шаман часами буквально прыгает и вьется волчком возле костра, бьет в бубен и под заунывное пение впадает в транс. Складывается такое ощущение, что в этот момент он действительно покидает пределы этого мира. Для туристов проводятся показательные камлания, которые, однако, мало походят на настоящие — только внешне. Наверное, так лучше и правильней — не всегда стоит обращаться к силам, природа которых до конца тебе не ясна. Особенно если принять во внимание тот факт, что к возможностям шамана, среди прочего, относится и общение с мертвыми.

Говорить о шаманах можно долго, но лучше, согласно известному выражению, один раз увидеть. И долго потом вспоминать, как из огня шаманского костра, мечущегося, несмотря на полное безветрие, из стороны в сторону, рвались наружу причудливые существа, сотканные из пламени, место которых, судя по их виду, отнюдь не в мире людей.

Национальная борьба хуреш

Как наследники воинственных кочевых племен, где находилось немало славных батыров, тувинцы стараются не отставать от своих дальних предков. Поэтому настоящие мужские состязания, такие как скачки, стрельба из лука или борьба здесь в большом почете. Последняя вообще возведена в ранг национального достояния и заботливо культивируется на государственном уровне. Именуется она хуреш и по своей технической составляющей схожа с тюркской борьбой куреш, по сей день распространенной в Башкирии, Татарстане, Чувашии и за пределами России, например, в Казахстане, Узбекистане и Киргизии. Если сравнивать ее с современными борцовскими школами, то более всего они схожи с самбо, бросковый арсенал которого, как считается, отчасти происходит именно из этой борьбы.

Правила просты: борцы, одетые в содак-шудак — предельно открытые костюмы, пытаются принудить друг друга к тому, чтобы соперник коснулся земли чем-то, кроме ног. Выигравший празднует победу Танцем орла, чем-то напоминающим хаку — боевой танец новозеландских маори, получивший всемирную известность благодаря национальной сборной по регби, запугивающей с его помощью соперников перед началом матча.