Дом с ледяным паркетом

В одном из закоулков частного сектора на берегу Воронежского водохранилища стоит старый полуразрушенный дом – бывший лазарет для воинов Первой мировой войны и солдат Великой Отечественной, одно из самых колоритных зданий, построенных в начале ХХ века. Войти в него можно лишь морозной зимой – в другое время дом просто не пустит к себе посетителей. В здании стоит вода, поэтому попасть внутрь можно только в морозы, когда слой воды промерзает насквозь. Краевед Ольга Рудева придумала бывшему дому красивое название – дом с ледяным паркетом. 

Дом с ледяным паркетом хорошо подходит для съемок фильмов ужасов и лент про постапокалиптическую жизнь. Крыши нет, стекол и дверей тоже, рядышком лишь не замерзающий даже в сильные морозы ручей, заросли камышей и озеро с дикими утками. Просевшие балки второго этажа, где-то наверху уже растут молодые тонкие деревца. Голые кирпичные стены со старинной кладкой. И самое главное - прозрачная твердь под ногами, через которую видны остатки фундамента.

Дом Вигеля

До революции дом Вигеля в народе называли дворцом – из-за внушительных размеров и роскошного внешнего убранства. Здание имеет печальную славу дома-убийцы. Дом «губил» своих владельцев после того, как они его расширяли и украшали. Эта городская легенда основана на реальной истории дома. 

Дом Вигеля – второе по возрасту (после дома Гардениных) жилое здание в Воронеже. Родоначальник династии воронежских купцов и промышленников Тулиновых построил дом в 1730-1740 годах. Каждый из новых Тулиновых украшал огромный дом: его расширяли, делали новый декор, обустраивали внутренние помещения. Однако, ни богатство, ни высокий статус, ни прекрасный дом не принесли Тулиновым семейного благополучия. Состоятельную династию преследовали несчастья. Одной из самых страшных потерь стала смерть праправнучки Максима Тулинова – Варвары. Спустя два года произошел несчастный случай с ее мужем: он случайно выстрелил в себя и умер. После смерти Варвары хозяевами дома стали ее братья – Дмитрий и Николай. Судьба братьев Тулиновых была несчастливой - они скончались в одиночестве, без жен и детей. Все они умерли в течение одного года. 

Огромное имение отошло к родственникам, так как прямого потомства братья не оставили. Наследство пришлось делить их сестре Анне (по мужу Шеле) и племяннику Филиппу Вигелю – сыну Варвары. Договориться родственникам не удалось, скандал грянул на весь Воронеж. В результате судебных разбирательств особняк отошел Филиппу Вигелю. Однако, новый владелец тоже не нашел в роскошном доме счастья. Его жена и сын умерли в этом огромном здании, старость Вигель доживал один. Не имея наследников, свое имущество он в 1876 году завещал городу.

Дом Гардениных

Дом Гардениных – самый старый жилой дом города. С ним связаны предания о чудесном явлении святителя Митрофана. Любители старины до сих пор пытаются проникнуть в подземные тоннели здания. 

Имя святого неслучайно связывают с самым старым зданием Воронежа. Сохранилась легенда - якобы один из потомков Потапа Гарденина попросил художника срисовать со старой иконы лик Митрофана, объяснив, что ее писали еще при жизни святого. Но икона была настолько стершейся, что разглядеть портрет Митрофана было невозможно. Художник, не зная, что ему делать, пошел за советом в церковь. Батюшка ответил ему: «Берись за работу, Митрофана ты увидишь наяву или во сне». И действительно, художнику приснился Митрофан. Художник написал икону, и потом с нее лик святого копировали многие другие. 

Дом со львами

У Дома со львами - старинного здания, расположенного на проспекте Революции, 27, есть свои неразгаданные тайны: в советское время ремонтники обнаружили здесь замурованный в стене скелет. Кому он принадлежал и почему пробыл там десятки, а может, и сотню лет, до сих пор остается загадкой.

История здания берет свое начало в первой половине XIX века. Чуть в стороне от того места, где сейчас стоит Дом со львами, известные воронежские фабриканты Гарденины построили двухэтажный каменный особняк. После 1824 года дом переходил из рук в руки, пока в 1842 году его не продали отставному полковнику лейб-гвардии Измайловского полка Сергею Шванвичу - эта фамилия связана с повестью Александра Пушкина «Капитанская дочка». Прототипом одного из героев, поручика Алексея Швабрина, стал офицер Михаил Шванвич. По словам краеведов, он приходился родным дядей воронежскому военному Сергею Шванвичу.

Сергей Шванвич был кутилой и игроком, что не помешало ему организовать собственное дело. В доме на Большой Дворянской (сегодня – проспект Революции) он сдавал номера для приезжих. Бизнес развивался успешно, и вскоре Шванвич решил его расширить. По его заказу архитектор Семен Соколов в 1843-1844 годах построил большое трехэтажное здание. Таким образом, гостиница разместилась уже в двух строениях. Долгое время она считалась лучшей в Воронеже. С именем своего хозяина гостиница вошла в историю и стала объектом культурного наследия.

Во время Великой Отечественной войны здание существенно пострадало. Двухэтажный корпус бывшей гостиницы разрушили, а трехэтажный решили реставрировать. Реконструкцию поручили архитектору Герману Здебчинскому. Он дал старому зданию вторую жизнь.

Нынешний вид гостиницы Шванвича кардинально отличается от прежнего. На фасаде появились колонны и изящная лепнина, над боковыми окнами – полуарки. Главным украшением дома стали лепные маски в виде львиных морд с кольцом, зажатым в пасти - отсюда и пошло  название гостиницы – Дом со Львами.

"Самый масонский дом"

"Самый масонский дом" в Воронеже располагается на улице Пушкинской, 20. Бывший хозяин дома, Алексей Безруков, был потомственный купец, консерватор и благотворитель и не имел отношений с масонами. Торговал лесом, зерном и хлебом. Дважды – в 1897 и 1901 годах – избирался городским головой, а в 1907 году стал депутатом III Государственной думы.

Дом пышно украшен - над бывшими воротами сохранилась роскошная лепнина: две птицы, похожие на грифонов, смотрят друг на друга, на противоположной стороне здания – огромная ниша, в которой расположена изящная ваза. Уникальна и лепнина дома: головы льва с закрытой пастью, расположенные на фоне шестиконечной звезды между пышными канатами и кистями, головы баранов, несколько небольших колонн. Другого здания с таким обилием масонской символики в Воронеже нет. Именно из-за необычного декора у горожан дом получил репутацию «масонского». Любителям тайн нравится «читать» его богатую лепнину и видеть в ней зашифрованную мистику.