Самый большой на Северном Кавказе парк "Атажукинский сад"- главное украшение города Нальчик. В его тенистых аллеях представлены 156 видов деревьев и кустарников. На площади свыше двухсот гектаров высажены растения, привезенные из Северной и Южной Европы, Америки, Азии. Это уникальные виды японской айвы, хмелеграба, японского иглистого дуба, кленоволистного платана, канадского бундука, павловнии (Адамово дерево), маньчжурского ореха, дальневосточной жимолости Рупрехта, амурской сирени. В саду есть редчайший экземпляр - реликтовое двухлопастное гингко, растение, появившееся на земле шесть с половиной миллиардов лет назад.


Парк - излюбленное место отдыха гостей и жителей республики.

Основные даты

В 1847 году начальник центра Кавказской линии полковник Эристов по предписанию наместника Кавказа заложил при Нальчикском укреплении казенный фруктовый сад.
В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю Атажукину, получив название «Атажукин сад».
В 1920 году исполком Нальчикского округа принял решение об охране городского парка, разбивке его аллей и клумб. 
В 1923 по проекту архитектора В.Х. Казина была реконструирована главная аллея. 
В 1930 году нальчикский городской парк культуры и отдыха назывался «Кабардинский парк». 
В 1933 он стал «Парком имени Сталина». Тогда же было решено реконструировать центральный вход. Устроили конкурс. Лучшим был признан проект известного московского архитектора, позже ставшего президентом Академии архитектуры СССР, Виктора Веснина. Он подарил свой проект Нальчику.
В 1975 году была реконструирована аллея голубых елей, заложенная в 30-х годах
В 2002 году Нальчикский городской парк культуры и отдыха был назван лучшим зеленым парком России.
В 2007 году Нальчикский парк культуры и отдыха переименован в Атажукинский сад в честь его основателя 
В 2009 году Центральная аллея становится музыкальной, по выходным и праздничным дням звучит музыка.
2007 по 2009 годы проводится реконструкция сада, это замена скамеек и смена асфальтного покрытия тротуарной плиткой.

Датой заложения парка является середина XIX века: «...в 1847 году начальник Центра Кавказской линии получил от наместника Кавказа указание об организации при Нальчикском укреплении казенного фруктового сада», призванного стать местом «отдыха для командного состава крепости и с целью популяризации среди местного населения... садоводства».

Из Крыма и Грузии были завезены черенки яблонь, груш, персиков, вишен, слив, абрикосов, каштана съедобного, виноградные чубуки. Из Никитского ботанического сада приглашен садовод. И уже 30 октября 1851 года начальник Центра Кавказской линии князь Эристов рапортовал начальнику штаба войск Кавказской линии и Черномории: «Лозы, рассаженные в казенном саду, по недостатку рук и внезапно наступившим холодам частью погибли, пощаженные же холодом принялись с успехом... Вообще о разведении в Кабарде винограда можно утвердительно сказать следующее: кабардинская почва по свойству своему таковому разведению благоприятствует... Что же касается до черенков фруктовых деревьев, которым перемена температуры не так опасна, то 5000 их прищеплено к диким фруктовым деревьям, и все прищепы принялись с редким успехом, несмотря на то, что лето этого года было чрезвычайно знойным и решительно не было дождей. Половина прищепленных деревьев этой осенью роздана кабардинцам... другая половина оставлена в казенном саду для дальнейшего распространения».

В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю Атажукину, получив название «Атажукин сад».

Каким был этот удивительный оазис, можно узнать из статьи Я. В. Абрамова «Кавказские горцы». Яков Абрамович выделял Нальчик среди других городов, бывал в нем неоднократно, жил здесь подолгу, с любовью и уважением относился к горцам. Данными чувствами проникнута и статья, которую мы цитируем: «...Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад-лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую террасу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая - саму долину, по которой протекает река Нальчик. Терраса была искусственно разделена на несколько малых террас, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти террасы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями - грушевыми, яблонями, «шишками», алычою, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовником и т. д.
Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженная огромными персиками и тутовыми деревьями и т. д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен на несколько верст канал...».

Но в начале 80-х годов XIX века Яков Абрамов увидел совершенно другую картину: «...Канал заброшен. Виноградники не обрабатываются, и зеленые лозы одичавшего винограда скашиваются на корм скоту вместе с травою, которою заросли террасы. Плодовые деревья - молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые - срублены на топливо. Липовые и акациевые аллеи истреблены самым беспощадным образом... В настоящее время Атажукин сад представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре».

«Большие деревья» - это, без сомнения, липы, образующие удивительной красоты аллею, сохранившуюся и поныне. Атажукин сад, ставший Нальчикским парком, обрел вторую молодость благодаря руководству КБАО, в частности Бетала Калмыкова, архитектора В. X. Казина, спроектировавшего парк как таковой, сотен и тысяч горожан и жителей близлежащих сел, участвовавших в воскресниках, на некоторые из них собиралось до тысячи подвод. К 1923 году «основные работы по планировке территории парка, разбивке аллей и клумб закончились», а всего в тот год «было посажено 40 тысяч саженцев сосен, елей, кленов, березы и других пород деревьев. Тогда же была благоустроена и фасадная часть парка - здесь высадили саженцы туи, сосны, клена». Получил он и официальное название - Интернациональный. Впоследствии парк слился с территорией лесопарка, далее Долинском (курортной частью города) и стал таким, каким мы его знаем сегодня. Словно стрелы, его пронизывают насквозь две аллеи - Центральная (Главная) и Комсомольская, а третья - Липовая - очерчивает парк с левой верхней стороны.

 

Вход со стороны улицы Кабардинской предваряет аллея голубых елей, говоря о которых надо добрым словом вспомнить селекционера Ивана Порфирьевича Ковтуненко. Именно ему нальчане должны быть благодарны «за розы, благоухающие чудным ароматом; за стройные, вечно живые туи, радующие взор тогда, когда ярко светит солнце, и в дни зимней стужи; за величавой красоты ель, вобравшую в себя голубизну неба и блеск серебра.

В тридцатых годах прошлого века у здания бывшего Ленинского учебного городка, где ныне располагается медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета им. X. М. Бербекова, была заложена одна из самых знаменитых аллей Нальчика. Та самая, которая вызывала и вызывает восторг у всех, кто впервые видит ее.

Об «аллее серебристо-голубых елей, всегда холодноватых и нежных», вспоминала, рассказывая о своих впечатлениях военных лет, известная советская писательница Галина Николаева (она же Волянская), чей главный роман «Битва в пути» - яркий образчик социалистического реализма, которого, как оказалось, не было и не могло быть. О них писал другой советский писатель - Эмилий Миндлин, одно время достаточно популярный, а ныне совершенно забытый: «Я сразу узнал их... Двенадцать лет назад они были еще аллеей молоденьких голубыx елей, которая вела от центральной улицы города к великолепному полудикому парку, оглашаемому шумом горной реки. Тогда их нижние мохнатые ветви еще лежали на золотом песке между солнечной гостиницей, выстроенной на месте царской тюрьмы, и величественным зданием... учебного городка. Теперь они, как по команде, поднялись на своих высоких стволах, и их нижние ветви уже касались моей головы... Но не солнечная гостиница, не учебный городок, а чудовищные развалины виднелись сквозь ветви голубых елей: в Нальчике побывали гитлеровцы».

Кстати говоря, именно в годы войны голубые ели, «лишенные заботливого ухода и внимания, стали терять свою красу, верхушки их начали засыхать, некоторые деревья погибли». Спас их все тот же И. П. Ковтуненко, разработавший метод оздоровления корневой системы заболевших растений. Более девяноста лет прожил Иван Порфирьевич (1891-1984), оставив о себе добрую память. В 1975 году заложенная им аллея, несколько утратившая за четыре с половиной десятилетия свою первозданную прелесть, была реконструирована - теперь голубые ели не только ее обрамляют, но и высажены по центру, разделяя прогулочный тротуар на две равные части. Тонкостенные хвойные красавицы вновь радуют нас своей величественной красотой.

Во второй половине двадцатых годов у входа в парк была сооружена скромная арка высотой чуть более пяти метров, шириной около восьми. Состояла она из трех входов - двух узких по бокам и широкого посередине. Надо прямо сказать, что вид у этого сооружения был далеко не презентабельный, особенно на фоне сверкающих вершин Дых-тау, Коштан-тау, Гюльчи, которые, кажется, словно замыкают аллею. И поэтому архитекторам, собравшимся в октябре 1933 года в Нальчике для обсуждения планов по его реконструкции, было предложено облагородить вход в парк. Проект известного советского архитектора Виктора Веснина был признан лучшим из почти двадцати представленных. А возвела их «молодежь в две красные субботы. Для этого областной совет профсоюзов выпустил «Заем рабочей инициативы» общим тиражом 7500 облигаций на 75 тысяч трудодней с номинальной стоимостью каждой облигации в 10 трудодней. Заем был выпущен под лозунгом: «Активным участием каждого трудящегося в социалистической переделке города превратим Нальчик в культурой центр Кабардино-Балкарии». В этих понятиях, совершенно незнакомых современной молодежи, - рабочая инициатива, трудодни - не просто ушедшая эпоха, а особое отношение к жизни. Отношение светлое, радостное и чистое. Как и сами пилоны, чей возраст уже превысил среднюю продолжительность жизни россиянина. А ведь в год их возведения задуманная идея оформления входа в парк вызывала недоумение у многих. Так, безымянный автор статьи «Заметки архитектора» писал, что «возведенные постаменты с колоннами, несмотря на фонтан между ними, не производят цельной композиции и органического единства с окружением. Этот вход должен был замыть длинную перспективу центральной аллеи парка (если смотреть со стороны Долинска) и в то же время должен явиться оформленным местом преломления оси указанной аллеи, которая под углом продолжается далее между гостиницей, Ленучгородком и обрамлена сплошной стеной елочек. Если смотреть из этой аллеи на выход, то видишь только одну правую часть его, которая занимает совершенно случайное место в перспективе и никак не подготавливает зрителя к новому окружению - парку с широкими аллеями, цветами и так далее. И даже когда вы совсем подошли к парку, разорванная на симметричные части калькуляция ощущения входа в новое пространство не создает...».

Годы показали, что это не совсем так. Правда, со временем был ликвидирован фонтан, располагавшийся в тридцатых годах практически сразу за арками - как выяснилось, он не только мешал движению отдыхающих, но и «скрадывал» перспективу аллеи. Особенно в контексте того, что в скором времени здесь же, на главной аллее, был возведен величественный памятник «вождю всех народов». Но белоснежный сталинский монумент простоял, в силу известных причин, относительно недолго. Вход же в парк за прошедшие годы практически не изменился. Лишь с верхушек над колоннами исчезли шаровые фонари (пилоны обычно завершаются вверху скульптурными композициями), зато прежними остались львиные гривастые морды - по две с каждой из сторон, - их розовые языки (в последнее время -коричневые) все так же извергают ручейки воды в корытца-бассейны.

А вот стилизованные рыбы, расположившиеся по внутреннему периметру фонтана, что на Главной аллее в каких-то двухстах метрах от входа, не внушали никакого страха. Добродушные и вальяжные, они подставляли свои изогнутые спины под каждого, решившего на них примоститься, даруя парковому фотографу помимо воды еще и хлеб. Фотограф щелкает и... У скольких поколений нальчан в семейных архивах есть фотографии - их самих, детей и внуков - с извергающими воду рыбами. Только вот рыб самих на фонтане уже нет. Говорят, они олицетворяли вчерашний день малых архитектурных форм, «утяжеляя» внешний вид этого сооружения. Да и от времени одряхлели, а реставрация требовала немалых средств. Вышли из положения самым элементарным способом - каменных рыб убрали. Да только и фонтан, лишившись надежной стражи, потерял свою привлекательность: не видно что-то здесь фотографирующихся.

Длина Главной парковой аллеи 1340 метров, ширина - 9 метров. Создана она (здесь из-за специфичности названий того, что для нас просто является деревьями, предоставим слово специалистам) «посадкой клена платановидного формы шаровидной и бордюром из стриженого чубушника и спиреи. Позади регулярных посадок клена платановидного с двух сторон стоят стройные... сосны, ели, липы, дубы, конский каштан обыкновенный, тополь трепещущий (осина), каркас и множество других видов деревьев. Прелесть Главной аллеи дополняется живописно расположенными на перекрестках кварталов парка тремя искусными клумбами, которые с весны и до глубокой осени играют на солнце разнообразием красок декоративных цветов».

На одной из этих клумб возвышается почти трехметровой высоты земляная ваза, стенки которой декорированы живыми цветами. Цветовая гамма клумб невероятно разнообразна и подобрана с таким отменным вкусом и изяществом, что создается впечатление, будто цветы не высажены человеческими руками, а вытканы на земляном полотне самой природой. К этому надо добавить, что на идущих параллельно аллее газонах размещены тысячи роз, калл, благоухающих в пору цветения, овеваемых легчайшим ветерком от взмахов сонма пчел и шмелей. Поддеревьями с густыми, похожими на зонтики кронами расположены скамейки, на которых утром и днем отдыхают мамаши с детьми, пожилые люди, а вечерами сидят, обнявшись, влюбленные.

Слева от Главной, буквально в каких-то пятидесяти метрах, берет свое начало Липовая аллея. Многим из составляющих ее деревьев более полутора сотен лет, ибо посажены они были, вероятно, в 1851 году, когда и проходила закладка парка. Аллея эта повторяет изгибы обрыва, спускающегося - где круто, где полого - к пойме реки Нальчик. Она достаточно извилиста, в ряде мест резво уходит вверх, потом делает крутой пируэт, выводя к обрыву, на спуске которого разместился амфитеатром концертный зал под открытым небом, более известный как Зеленый театр. На всем протяжении аллеи, особенно в верхней ее части, где деревья наиболее старые, кроны лип настолько разрослись, что слились друг с другом, образовав сплошной зеленый коридор. Редкий луч светила на мгновение прорвется сквозь густую листву, запляшет солнечным зайчиком на полотне асфальта и тут же исчезнет, словно испугавшись своей лихой смелости. Летом, в дождливую погоду, по аллее можно гулять без зонта, столь тенисты ее таинственные своды. Эта таинственность, чарующее волшебство особенно ощутимы по вечерам, когда под самыми сводами липовых крон вспыхивают неяркие лампы освещения, вмиг облепляемые тучами мотыльков и мошкары.

А вот впечатления от прогулок по аллее Валентина Кузьмина: «Пока солнце не встало, в старой липовой прохладно, сумеречно. Кличутся дрозды и сойки, сухо шуршат под ногами вороха заржавелых листьев, снизу слышен негромкий ропот горной реки. Необхватные морщинистые стволы стоят крепко, развалисто, уперев в серое небо черные ветки.

Одна за другой, обнявшись высокими кронами, липы дружно идут наверх и останавливаются у обрыва.


Расположенный рядом обелиск советским воинам, павшим в боях за Нальчик в 1942-1943 годах, - место, где клишированное словосочетание «Великая Победа» обретает зримую определенность, реальность судеб и боль утрат. Негаснущее, несмотря на жестокие реалии рынка, пламя Вечного огня вот уже многие годы рвется на свободу из блестящей пятиконечной звезды, мерно гудит, ежечасно вспоминая освободителей звуками реквиема, автором которого является Мухадин Балов (1923-1984). Имя это знаковое для профессиональной музыки КБР: М. Ф. Балов - автор «более трехсот произведений - от песен до опер и симфоний». Его реквием «состоит из трех частей. Первая звучит сурово, сдержанно, здесь - огромная упругость, сжатость в музыке, которая доносит до нас образы воинов, идущих на смертный бой. Во второй части - плач матерей. Звучит женский хор в разных регистрах - это неутешная скорбь по погибшим. А третья часть - торжественная, приподнятая - жизнь побеждает черную силу». В жизни самого композитора черных моментов было более чем предостаточно. Дважды (вначале контуженый, потом раненый) он попадал в фашистский плен, дважды бежал из него; комиссованный по состоянию здоровья, вернулся на родину, где постоянно находился под бдительным оком энкавэдэшников. И уже в 1949 году, будучи студентом Ленинградской консерватории, арестован: неправый приговор - 25 лет лагерей на шахтах Караганды. Но тюрьма не сломила композитора, мало того, он, через всю жизнь пронесший любовь к жизнерадостной духовой музыке, именно в неволе создает одно из лучших своих произведений в этом жанре - марш «Свобода».

Сам композитор, с которым одному из авторов этих строк приходилось не раз встречаться, не любил вспоминать черные страницы своей биографии; он жил в музыке и жил музыкой. И именно поэтому его возвышенный реквием стал близок, отложился в сердце большинства нальчан. Он созвучен пламени, созвучен нашей памяти. И приезд к обелиску многочисленных свадебных кортежей, букеты цветов, возлагаемые молодоженами, это традиция, которую не нарушает практически никто...

Тем более что теперь прямо от обелиска по ступенькам можно спуститься к зданию загса, чей огромный светлый зал знает только радостные и светлые мгновения. Волны не смолкающего здесь по определенным дням торжественного марша выплывают из открытых дверей, зависают на какое-то мгновение над обелиском павшим и вот уже гонимые воздушным эфиром исчезают под сводом Липовой аллеи. Когда-то в здании загса находился ресторан, отвечающий названием этому месту, - «Берег»; комсомольские активисты (к числу которых относились и авторы этих строк) мечтали открыть в нем мо-лодежное кафе, отстаивали свое право на общение, но в смертельном бою двух систем - общепитовской и воспитательной - победа оказалась за первой. И, как оказалось впоследствии, надолго.

Сразу за загсом еще один памятник - жертвам белогвардейского террора. Люди эти были казнены в 1919-1920 годах. Имена их сохранили обелиски, документы, сотни научных (вернее будет сказать - околонаучных) трудов. Имена же подавляющего большинства, представлявшего противоборствующую сторону, канули в небытие - кого сразу (захороненного в родной земле и забытого), кого позднее (в лагерях, эмиграции). Удивительно, но об этих людях до сих пор сказано до боли мало. Даже сегодня, когда мы не делим (во всяком случае, на словах) своих предков на белых и красных, когда смогли прикоснуться к другой правде, о которой нам долгое время практически ничего не было известно.

Эту правду изложил в своих книгах Константин Чхеидзе, таких, как «Повесть о Дине» (1925), «Страна Прометея» (1930), «Глядящий на солнце» (1935) и в неопубликованных воспоминаниях «События, встречи, мысли». Немало страниц последних отведено повествованию о Гражданской войне на кабардинской земле, и здесь перо Чхеидзе достигает, как пишет исследователь его творчества Анастасия Гачева, «поистине шолоховского размаха и силы».Памятник, о котором мы вели речь, возведен в начале сосновой рощи - стройные, светло-коричневые стволы составляющих ее деревьев чем-то напоминают воинов, застывших в карауле. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь острые верхушки, удобно расположились на ковре из мягкой хвои. Шаги людей здесь не слышны. Лишь изредка заблудившийся речной ветерок потревожит покой сосен, и заскрипят они, высказывая людям свои боли и жалобы. Их немало. Совсем недавно роща насчитывала почти тысячу деревьев, сегодня их куда меньше. Как и птиц, пение которых еще вчера здесь не смолкало ни на мгновение, а сегодня почти не звучит - боятся пернатые столь тесного соседства с человеком. Стало забываться и первичное название этого места - столь образное и поэтическое: «Роща утренней радости».

Летняя читальня, по периметру которой располагались за столиками многочисленные любители шахмат, долгие годы являлась излюбленным местом времяпрепровождения многих сотен нальчан. И прежде всего любителей мудрой игры. Здесь проводились чемпионаты города и республики. Впоследствии рядом с читальней заасфальтировали площадку, поставили теннисные столы и застучали малые ракетки, пустились вскачь китайские целлулоидные мячики...

Читальня, на чьем фундаменте обосновывались по весне целые колонии черно-красных жучков, место, дарящее тепло человеческого общения, сегодня живет лишь в нашей памяти. Недобрая рука в одну из ночей поднесла горящую спичку к ее хрупким деревянным стенам, лишив множество людей пристанища души и сердца. Правда, остался расположенный чуть выше ресторана «Лето» (ныне на месте этого легкого и ажурного сооружения возникло нечто бесформенное, громоздкое и несуразное) шахматно-шашечный павильон, но он никогда не был популярен у интеллектуальной публики.

Еще одна достопримечательность Липовой аллеи - цветочный календарь. Уже многие десятилетия работники парка каждое утро меняют ящички с высаженными в землю цветами, из которых и составляются цифры дней, годов и буквы месяцев. Разноцветное время - зелено-голубое весной, оранжево-розовое летом, бордово-желтое осенью -здесь подвластно желаниям и рукам человеческим. Кажется, поспеши, замени побыстрее, еще до заката, ящичек с цифрами, и вот он уже наступил - завтрашний день; а забудешь о замене - и день вчерашний повторится... Да только, как известно, «все врут календари». С марта-апреля по октябрь-ноябрь отсчитывает дни и месяцы цветочный парковый календарь. А вот его собрат, расположившийся у Дома Правительства КБР на месте, где когда-то находилась республиканская Доска почета кукурузоводов, не знает отдыха даже зимой - работники горзеленхоза научились оберегать цветочное время от морозов и снега.

За крутым зигзагом Липовой аллеи, о котором мы уже говорили, вниз спускается своеобразная лестница, ступеньки которой чередуются с ровными площадками. По ней можно спуститься к декоративному бассейну, предваряющему вход в плавательные, называемые в обиходе «лягушатниками». Расположены они на том самом месте, где в 1913 году были построены первые купальни, нынешняя колоннада входа практически соответствует прежней. Питают бассейны львы, вернее их стилизованные морды, чей грозный оскал вызывает у детей лишь снисходительные улыбки.

Если пойти от бассейнов прямо, то перед глазами возникнет комплекс зданий, возведенных на месте кафе «Трек». Именно здесь, на берегу пруда, питавшего водой ванное здание курорта, в 1920-х годах была возведена небольшая гидроэлектростанция. Первоначальная ее мощность составляла 100 лошадиных сил, впоследствии она выросла до 160. Давала станция электричество Нальчику, а также Затишью, Долинску, Вольному аулу и Мужичьему хутору, считавшимися самостоятельными территориальными единицами.
Нынешний «Трек» (напомним, что слово это означает сооружение для тренировок и соревнований по велоспорту) - частное заведение, представляющее собой комплекс белоснежных зданий с зеркальными куполами крыш, мостиками через канал и реку, фонтаном, галереей. Внешняя изысканная отделка соответствует внутренней, многочисленные залы готовы принять хозяев новой жизни.

На фоне «Трека» даже несколько потерялось здание бывшего ресторана «Эльбрус» (новое название - «Дворец торжеств»), которым и завершается Липовая аллея. Воздушное, с многочисленными наружными лестницами, арками, открытыми залами-террасами, обширной балюстрадой, оно чем-то напоминает гигантскую белоснежную бабочку, присевшую на мгновение на самый верх отвесного зеленого склона. Вид из-под арок второго этажа столь впечатляющ, что только из-за него стоит сюда прийти - перед вами, упираясь в небесное голубое марево, лежит на зеленом постаменте снеговая величествен-ная гряда. На первый взгляд такая близкая, что кажется - она совсем рядом, в какой-то сотне-другой метров.

Это здание, как и расположившийся под ним Зеленый театр, чьи скамейки, сбегающие вниз по горному склону, могут приютить более трех тысяч человек, построены по проекту Георгия Мосулишвили. Нальчикскому архитектору удалось столь органично вписать их в парковый ансамбль, что они не выглядят чужеродными среди царства лип, буков, вязов, грабов, ясеней, лещины. Особенно в весеннюю пору, когда горный склон покрывается белой кипенью цветущих дикоплодовых деревьев.

Итак, перейдя через дорогу, мы оказались на территории парка, формально относящейся к курортной зоне. Но деление это давным-давно забыто, и лишь колонны с надписью «Курорт Долинск», расположенные по проспекту Шогенцукова сразу за республиканским стадионом «Спартак», напоминают о том, что город и курорт когда-то были отделены друг от друга.

Не будем задерживаться в городке детских развлечений, похожие есть повсюду, двинемся по парку дальше. В этой части находит свое продолжение лишь одна из трех аллей - Комсомольская. Принято считать, что она берет свое начало от памятника Беталу Калмыкову (1893-1940), партийному лидеру республики. Личности достаточно яркой, харизматической, обладающей твердой волей, решительностью, широким кругозором. Но, как оказалось, далеко не такой однозначной, какой было принято рисовать в советские времена. Ведь даже знаковый для нашей истории год кончины, свидетельствующий о насильственной смерти в жерновах сталинской репрессивной машины, не расставляет точки в оценке верного ленинца. Поэтому, возвращаясь к Комсомольской аллее, отметим: считать, что она начинается от гостиницы «Нальчик», куда более уместно. А дорожка от памятника Калмыкову, как и другая - со стороны улицы Адмирала Головко, мимо памятника основоположнику кабардинской литературы Али Шогенцукову и театра, носящего его имя, они и есть просто дополнительные входы.

Комсомольская аллея (в названии отражен труд тех, кто ее разбивал) самая, как отмечалось выше, протяженная - почти 2,5 километра. Высаженные на ней клены и липы за десятилетия так разрослись, сомкнувшись практически на всем протяжении своими кронами, что солнце здесь гость редкий. А дождь - лишь проливной и продолжительный - сможет согнать с многочисленных скамеек тех, кто решил отдохнуть на достаточно продолжительном пути. Именно поэтому Комсомольскую аллею облюбовали велосипедисты - стреловидная, практически без резких подъемов и ступенек, она позволяет без всякого напряжения за какие-то десять-пятнадцать минут добраться до самого Курортного зала (в последнее время, к сожалению, пустующего).

В верхней части парка есть на что посмотреть. Это и зоопарк, достаточно разросшийся за последние годы, и смотровая вышка, выстроенная в начале 60-х годов в виде крепостной башни с бойницами и двумя опоясывающими ее балконами. Место для нее выбрано удачно - поднявшись по почти отвесным внутренним лестницам на самый верх, обнаруживаешь, что перед тобой открывается живописный вид. На озера - заросший тиной и порой даже зимой не оголяющийся Трек и Курортное, берега которого обсажены плакучей красавицей (ее научное название - ива вавилонская), чьи ветви свисают до самой земли. На санаторные здания, пригородный поселок, канатную дорогу, чьи гондолы, не выдержав отсутствия курортников, застыли в вечном ожидании; на окрестные горы, среди которых выделяется Большая Кизиловка, красивая во все времена года: «...весной бледно-желтая и белоснежная от цветущих дикорастущих плодовых деревьев, летом - ярко-зеленая, осенью - желто-красная от изменяющейся окраски листьев деревьев и зимой - черно-серая от окраски стволов».

К этому стоит добавить, что название свое она получила от обилия растущего на ней кизила, который по осени местные жители собирают ведрами. У него крупные, мясистые ягоды алого, а когда переспеет - темно-бордового цвета.

В этом же районе парка питьевой павильон «Источник Нальчик» (его возвели в 1969 году), где можно в дневное время суток вдоволь напиться лечебной воды, плавательный бассейн, знавший и лучшие времена, здания функционирующей курортной поликлиники и лечебных ванн, которые теперь принимают в другом месте - выше санатория «Голубые ели». Спуск с аллеи приведет к озеру и открытому плавательному бассейну с обширным лечебным пляжем.

Если направиться в другую сторону, то одна из дорожек выведет к оригинальному комплексу кафе «Бочка». Возведенное в шестидесятых годах прошлого века в виде пивного бочонка, но обозначенное как магазин минеральных вод, кафе это сразу стало любимым местом отдыха как курортников (от лечебных процедур), так и горожан (от приевшихся трудовых буден). Потом «Бочка» повторила судьбу летней читальни, исчезнув в одну из ночей в пламени пожара, но в отличие от последней возродилась в более чем презентабельном виде - значительно увеличившись в габаритах, приобретя «сменщицу» и сонм «детишек».

Но главное в парке отнюдь не строительные объекты, даже самые оригинальные, а его зеленое богатство. Не случайно парки называют музеями живой природы. Если следовать такому подходу, Нальчикский - один из самых богатых на экспонаты. Специалисты утверждают, что по количеству представленных видов и кустарников он находится «в одном ряду с некоторыми известными ботаническими садами Кавказа», так как их насчитывается в нем около 160 видов. Помимо флоры Кавказа обильно представлены «деревья и кустарники из Северной Америки, Средней и Южной Европы, из Японии, Китая и Кореи, из Сибири и Малой Азии». Еще более богата травянистая растительность, которой, по одним подсчетам (ботаник Ю. И. Кос), около двухсот видов, а по другим (ботаник А. X. Кушхов) - в два раза больше.