Название: Ансамбль Успенского Трифонова монастыря

Адрес: Адрес: г. Киров, ул. Горбачева, д. 4.

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего по улице Ленина, «Трифонов монастырь», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. Успенский собор Трифонова монастыря является самым старым каменным зданием в г. Кирове и вторым по древности храмом в Кировской области (после Благовещенской церкви в г. Яранске). В 1580 году под монастырские постройки по жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и его первый настоятелем стал инок Пыскорского монастыря, известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Трифон сумел не только расположить к новому делу хлыновцев, но и завоевал покровительство царской власти и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко совершал визиты в Москву с целью получения земель и денежных пожертвований для монастыря. Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Из-под уступа западного склона к речке Хлыновице бьют родники. В период основания монастыря для сбора ключевой воды здесь был устроен колодец, который по преданию выкопал сам архимандрит Трифон. В это же время над колодезным срубом поставили деревянную часовню.
В течение XVIII - XX веков часовню не раз перестраивали, а в 1930-е годы разобрали. В ходе реставрации монастырского ансамбля было принято решение о воссоздании надкладезной часовни.

Название: Свято-Серафимовский собор

Адрес: г. Киров, ул. Урицкого, 25

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент собором владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего по улице Ленина, «Парк Гагарина», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Собор в  неорусском направлении модерна построен в 1907 г. по проекту выдающегося вятского архитектора И. А. Чарушина. 

Единоверческая церковь существовала в Вятке с 1902 года. Сначала для её служб использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря, а через два года, несмотря на малочисленность прихода около 170 человек, по указу Вятской духовной консистории 13 июня 1904 года был заложен новый каменный храм единоверцев.

Вятский губернский архитектор И. А. Чарушин разработал несколько проектов церковного здания, один из которых - деревянной церкви, датированный 1904 годом, хранится в областном архиве. Проект каменной церкви, по которому велось строительство, находится в семейном архиве Чарушиных.

С конца 1930-х годов Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе, причём несколько лет, начиная с 1940, не действовала и она - в здании был устроен атеистический музей. Пока церковь существовала в одиночестве, она носила статус Кафедрального собора. Церковные власти пытались хоть как-то расширить этот небольшой храм и придать ему больше пышности. Галереи были превращены в приделы, в 1980-е годы увеличили подвал и в нём также устроили новый придел. Кладка фасадов, выполненная из лицевого глиняного кирпича со вставками белокаменных элементов и первоначально не имевшая окраски, впоследствии окрашивается суриком, а в 1986 году получает современное активное цветовое решение. Главы, первоначально покрытые чёрным кровельным железом, в 1990-х годах перекрывают медью. За счёт сноса домов увеличивают территорию храма и обносят её каменной оградой. В 1990 году кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря.

Название: Великорецкий архитектурный ансамбль (с. Великорецкое)

Адрес: Кировская область, Юрьянский район, село Великорецкое

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент им владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего до с. Великорецкое, есть парковка.

Наличие указателей, навигации: есть

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): История архитектурного ансамбля села уходит в далекие времена, поскольку с. Великорецкое относится к числу первых русских поселений на Вятской земле. Сейчас село на берегу р. Великой является одним из главных центров паломничества Кировской области. Именно сюда ежегодно отправляется из г. Кирова Великорецкий крестный ход. 

Одна из самых известных и древних святынь Вятской земли - образ Николая Чудотворца, обретенный на берегу реки Великой в 1383 г. Именно с этого времени началось почитание не только святой иконы, но и места ее явления крестьянину Семену Агалакову. Икона, чудом обретенная и творившая чудеса исцеления, быстро стала известна не только в сельской округе. В 1392 г. в она была перенесена в Хлынов, и с этого времени, за исключением нескольких советских десятилетий, ежегодно возвращается на место обретения. Так возникла на Вятке традиция Великорецкого крестного хода, известного на всю страну. Конечно, сегодня крестный ход совершается не с той самой иконой, явившейся вятскому крестьянину, а с ее списком, выполненным в XVII в. и находящемся в Свято-Серафимовском соборе города Кирова. 

Икона Николы Великорецкого неоднократно побывала в Москве. Впервые это произошло в 1555 г. по воле царя Ивана Грозного. По указу царя один из приделов Собора Василия Блаженного удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. С этого времени началось ее всероссийское почитание. Икона совершила огромное почти годовое путешествие по стране, поскольку маршрут ее перенесения в Успенский собор Московского Кремля и возвращения в Вятку был разным. Тогда же были сделаны первые списки иконы, в честь нее повсеместно основывались храмы.

Название: Спасский собор

Адрес: г. Киров, г. Киров, ул. Казанская, 50

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент им владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего до остановки «Трифонов Монастырь», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Почти 400 лет назад на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Благодаря этой чудесной иконе храм «породнился» с главной башней Московского Кремля. 

В старой деревянной Троицкой церкви, на месте которой был выстроен Спасский собор, хранилась икона нерукотворного образа Спасителя. Она имела чудодейственную силу исцеления людей, и молва об этом распространилась по всей Руси. Поэтому царь Алексей Михайлович Романов личным указом велел доставить чудотворную икону в Москву, а в 1647 году сам на руках пронес ее в Кремль к Успенскому собору через Фроловские ворота. С тех пор Фроловские ворота стали именоваться Спасскими, а главная башня Кремля, в честь вятской иконы Спасителя, стала называться Спасской башней. Обратно икону Вятке не вернули, доставили лишь точную ее копию.

Спасский собор был построен на месте Троицкой церкви в 1767 году, но вплоть до конца XVIII века велись его доработки. Этот собор был одним из первых сооружений нового классицистического стиля, пришедшего на смену пышным формам Вятского барокко в последней четверти XVIII столетия. Строительство храма по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года перешло под надзор Ф. М. Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых освятили только в 1818 году.

Название: Церковь Иоанна Предтечи

Адрес: г. Киров, ул. Свободы, 54, д

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент храмом владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего по ул. Свободы до «Транспортного агентства», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в нашем городе. Духовенство и прихожане в течение трех столетий его благоукрашают, доводя до полноты духовного храмового символизма.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м - 30-м годам XVIII столетия. От этой части постройки до наших дней дошли отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга и, «прижившись» на местной почве, воспроизводилась вплоть до конца XVIII века.

Название: Феодоровская церковь

Адрес: г. Киров, Набережная Грина, д. 7

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент храмом владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, следующего по ул. Ленина до остановки «ул. Мопра», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): На высоком берегу Вятки в 2007 г. была возведена деревянная Феодоровская церковь. Она построена на месте неповторимого в своем роде творения архитектора И. А. Чарушина – каменного Феодоровского храма.

Феодоровский храм был заложен в 1913 г. в честь 300-летия дома Романовых в основании Морозовской улицы. Храм был выстроен из красного кирпича в необычном для Вятки неорусском стиле. Храм был двухпрестольный: нижний, так называемый пещерный, освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери, особенно чтимой в царском доме Романовых. Именно этой иконой был благословлен на царство первый из Романовых Михаил. Поэтому храм носил и второе название Романовский. Верхний храм был освящен в честь святителя Николая. Строили церковь с 1915 по 1918 годы.

В годы Великой Отечественной войны в церкви располагался сборный пункт. В 1946 году здание было вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Однако в октябре 1962 года на фоне хрущевской антирелигиозной кампании решением городских властей храм снова закрыли, здание вскоре взорвали и разломали с помощью танков, а обломками камней замостили проезжую часть. Более 30 лет здесь был пустырь.

В 2004 году на месте взорванного храма установили трехметровый деревянный крест с надписью, что церковь во имя Феодоровской Божией Матери будет восстановлена.

В 2007 году состоялось освящение нового деревянного Феодоровского храма.

Название: Раздерихинская часовня

Адрес: г. Киров, ул.Казанская, напротив д. 63.

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент часовней владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Остановка общественного транспорта, «Храм Иоанна Предтечи», есть парковка.

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Изящная часовня не просто украшает склон Раздерихинского оврага, а является напоминанием о жестокой битве между вятчанами и устюжанами.

В 1418 году глубокой ночью в Раздерихинском овраге случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка: для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически каждую после пасхи субботу проводились панихиды в память о погибших в этом бою. К середине XIX века старая деревянная Устюжская Раздерихинская часовня обветшала. В 1875 году на ее месте сооружена каменная часовня – памятник "в честь убиенных", выстроенный по проекту архитектора Андреевского. Разрушенная в 1918 году, она вновь была восстановлена уже в 1999 году, и резная миниатюрная часовня украшает склон Раздерихинского оврага и сейчас.

Название: Собор Екатерины Великомученицы (г. Слободской)

Адрес:  Кировская область, г. Слободской, ул. Володарского, 54

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент собором владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до города Слободской, есть парковка.

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): На протяжении трех столетий Собор Екатерины Великомученицы являлся одним из основных центров духовной жизни Вятской земли. По грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, церковь была построена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих, руководимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным. Внешне Слободской храм схож со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церковью в Вятке. Набор декоративных деталей тот же, но в композиционном решении одинаковых форм больше спокойствия и ритмичности.

Особенное вдохновение посещало, вероятно, мастеров, прилагавших руку к благолепию храма. По преданию, мастера-каменщики, оформлявшие окна, соревновались между собой, кто сделает это более красиво. Высокие строительные леса скрывали работу зодчих от глаз сторонних наблюдателей. А когда преграды были убраны, люди ахнули: так разнообразны и красивы были наличники и кокошники над оконными проёмами.

До 1914 года храм был двухпрестольный, с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Затем храм был расширен и частично перестроен (архитектор И. А. Чарушин). Основным же остался старый пятиглавый храм, а стилизованные под архитектуру XVII века новые приделы были украшены двумя выделяющимися шатровыми крышами и тремя главками.

Название: Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий Монастырь

Адрес: г.Киров, Динамовский проезд, д. 6

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до остановки «Храм Иоанна Предтечи»

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): На протяжении нескольких столетий – с конца XVIII до начала XX вв. складывался комплекс каменных зданий Вятского Спасо-Преображенского Новодевичьего Монастыря. Он был основан в 1624 г. при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. В первой половине XVII в. им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. В часовне монастыря также находились местночтимые иконы св. Гурия, Самона и Авива и вмч. Пантелеимона. Работы активизировались, когда в пожаре 1697 г. сгорели две деревянные монастырские церкви и все кельи. На рубеже XVII – XVIII столетий на средства вятского купца И. А. Гостева на месте старой деревянной была построена доминанта архитектурного ансамбля монастыря – каменная Спасо-Преображенская церковь. Возведением храма занималась артель вятских мастеров каменного дела: Иван Никонов, Тихон Чернядьев, Михайло Старков и Исак Московитинов. Церковь была построена в стиле русского «узорочья», получившего распространение в искусстве XVII в. Именно по образцу данного храма сооружались многие вятские памятники культурного зодчества конца XVII – начала XVIII вв.Православный женский монастырь Вятской Епархии, основан в 1624 году. Православный женский монастырь Вятской Епархии, основан в 1624 году.  Монастырь был закрыт в 1918 г., в 1924 г. он был ликвидирован, после чего внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения. В 1900-е г. территория монастыря была возвращена Вятской епархии, с 2001 г. возобновились богослужения, отреставрирована часть территории и храмовых комплексов. С июня 2005 г. в обители почивают мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.

Название: Свято-Троицкий собор (г. Уржум)

Адрес: Кировская область, г. Уржум, ул. Советская, 34

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Уржума

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Троицкий собор был одним из первых кирпичных сооружений в городе Уржуме и до сих пор поражает гостей города своим великолепием. 

Этот старинный памятник культового строительства не первый на этом месте. По плану города Уржума 1785 года Троицкий собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. Этот старинный собор из-за трещины, образовавшейся в стене в 1811 году, было разрешено разобрать.

В 1811 году было начато строительство второго Троицкого собора (вместо обветшавшего), а в 1822 году новый собор был освящен. Скорее всего, колокольня современного собора и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811 – 1822 годов.

Современный Троицкий собор, как известно, строился в 1895 – 1900-х годах. Проект был разработан вятским архитектором В. М. Дружининым. Планировка Свято-Троицкого собора глубоко символична. Сам он выполнен в виде креста и абсолютно симметричен. Центральный купол - символ Иисуса Христа, а 4 башни по бокам - символы четырех евангелистов, смотрящих в стороны горизонта. При взгляде на собор сверху можно заметить, что он представляет собой круг - символ вечности.

Здание собора необыкновенно красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений их из белого камня, серебристый высокий купол оставляют большое впечатление.

Название: Троицкая церковь

Адрес: г. Киров, ул. Проезжая, 27.

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент храмом владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до остановки «Макарьевское кладбище»

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): История возникновения прихода в селе Макарье Хлыновской округи начинается с середины XVII столетия. 15 апреля 1646 года Патриархом Московским и всея Руси Иосафом была дана храмозданная грамота на строительство деревянного храма во имя преп. Макария, Желтоводского чудотворца.

Оживленный тракт способствовал быстрому росту села, развитию здесь торговли и различных промыслов. Пришедшая в ветхость церковь уже не могла удовлетворить нужды прихода и вместить всех верующих. 22 мая 1698 года по благословению Преосвященнейшего Ионы архиепископа Вятского и Великопермского, вблизи с Макарьевской церковью заложили новую деревянную во имя Живоначальной Троицы. 

А с конца 1680-х годов в Вятке начинается каменное строительство. Дошла очередь и до села Макарье. Спустя чуть более полувека со дня освящения деревянного Троицкого храма начинается постройка каменного. Было решено «вместо обветшавшей …деревянной …Троицкой церкви, в то же именование каменную церковь по подобию других Греко-российских построить».

Троицкий храм был заложен в 1768 году. Основное достоинство Троицкого храма, придающее ему исключительную архитектурную значимость - выразительная цельность художественного облика. Барочная трактовка фасадного декора имеет ярко выраженный местный колорит. Он появляется в рисунке оконных наличников, встроенных колоннах, украшающих стены.

Святыни храма:
- Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»
- Образ Божией Матери «Взыскание Погибших»

Название: Церковь Троицы Живоначальной

Адрес:  Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61.

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент храмом владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до села Кстинино

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Месторасположение Свято-Троицкой церкви обусловлено прохождением трассы Киров-Казань в нескольких метрах от здания. Колокольня имеет своеобразный и интересный новый архитектурный образ.

История не сохранила имен искусных строителей храма, но можно предположить имя вероятного жертвователя, чей вклад в строительство был решающий: Гавриил Петрович Машковцев (купец из село Кстинино, родоначальник многочисленной ветви богатых вятских купцов и заводчиков, таможенный глава города Хлынова, построивший в нем на свои средства Царево-Константиновскую церковь). Здание Троицкой церкви в селе Кстинино Кирово-Чепецкого района является памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

Название: Успенский собор (г. Яранск)

Адрес: Россия, Кировская область, г. Яранск, ул. К. Маркса, 14

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент храмом владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Яранска

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности):Успенский собор построен в стиле классицизма на месте одноименного старого деревянного собора. Автором проекта нового каменного храма был губернский архитектор Ф. Росляков.

История строительства уходит глубоко в XVIII век. Сначала он был деревянным, а 1 июня 1790 г. Преосвященнейший Лаврентий дал грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора вновь каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы…».

Успенский собор строился 8 лет, с 1790 по 1798 год. Это крестовокупольный храм, увенчанный ротондой на довольно крупном куполе. В ансамбль Успенского собора входят: Успенский собор, звонница и ворота. Звонница и ворота собора построены в XIX веке.

Постройка собора производилась на добровольное пожертвование прихожан. По названию собора нынешняя улица Карла Маркса именовалась ранее Успенской.

Является памятником архитектуры федерального значения. 

Название: Слободской Христорождественский монастырь

Адрес: Россия, Кировская область, г. Слободской

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Слободской

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности):

Христорождественский монастырь основан в XVII веке. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение». 

Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре. 

Образ ещё более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864. В честь этой иконы в Вятском преображенском новодевичьем монастыре в 1883 был воздвигнут величественный храм. Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 г. святыня исчезла. В самом же Слободском чудесно исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре.

 С началом революции с 1918 года монастырь подвергся гонениям. Была закрыта школа-приют, часть территории заняла военная часть, солдаты всячески преследовали монахинь и те постепенно расходились по своим прежним семьям, некоторые вышли замуж. Последнее предсказал местный юродивый Власушка (Ананий), принеся как-то к воротам монастыря детские люльки. После окончательного закрытия уцелевшие монахини какое-то время ещё проживали совместно в городе, собирались, оказывали помощь раненым во время войны. В 40-х годах на территории монастыря работала школа подготовки разведки. В настоящее время монастырь медленно восстанавливается, в планах видится освобождение его от военных складов и в будущем полноценное существование.

Название: Троицкий собор (г. Яранск)

Адрес: Кировская область, город Яранск, улица Кирова, 3

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Яранска

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности):Троицкий собор, одно из красивейших зданий Вятской губернии, выстроен в русско-византийском стиле по проекту создателя храма Христа Спасителя в Москве архитектора Константина Андреевича Тона по инициативе купца Константина Беляева. 

Ранее на месте этого собора была церковь с таким же названием, но она была разобрана из-за ветхости. 29 июля 1845 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Строительство храма велось, как полагается, всем миром, на пожертвования прихожан. Значительными были вклады купцов, богатых мещан. Собор сохранился до наших дней, несмотря на то, что начиная с тридцатых годов XX века, чего только ни испытало здание волею злой судьбы: его переделывали под склад, кондитерскую, пекарню, кинопрокат, музей, не раз оно горело в пожарах.

В 1960-е годы принимается решение - здание храма реставрировать под краеведческий музей. В конце 80-х церковная общественность Яранска выступила за передачу здания церкви общине верующих, что и произошло в мае 1991 года. С 1998 года в Троицком соборе вновь совершаются богослужения.

Название: Церковь Вознесения Господня

Адрес: Кировская область, Сунский район, пос. Суна, ул. Советская, 41

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Яранска

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Эту церковь иначе еще называют «одним из девяти чудес Сунского района», наряду с сунским подвесным мостом и Верхнерябовским минеральным источником.

Первая церковь в поселке Суна представляет собой каменную постройку, воздвигнутую здесь в период с 1754 по 1830 годы, на месте двух стоявших здесь прежде ветхих церквушек. Приход Вознесенской церкви в те времена составлял 81 селение. В годы советской власти в поселке произошли существенные изменения. В левой части Вознесенского храма разместился Сунской маслозавод, сюда он переехал в 1957 году, после того, как разрушилось прежнее заводское помещение. Сама же Вознесенская церковь долгое время стояла заброшенная и разрушенная. Лишь спустя много лет были проведены реставрационные работы в правой части храма, была восстановлена также и колокольня.

Сегодня Вознесенский храм является действующим, в нем регулярно проходят службы. На ступенях, которые ведут в колокольню, каждое лето стоят цветы в горшках как украшение, много цветов посажено также и у входа в храм. Не так давно в этом храме побывала икона блаженной Матроны Московской из Покровского женского монастыря в Москве, а также ковчег с частицей ее мощей. Многие верующие Сунского района имели возможность поклониться святому образу Матроны и попросить ее о помощи. В настоящее время здание Вознесенской церкви подлежит охране как памятник архитектуры федерального значения.

Название: Магометанская мечеть

Адрес:  г. Киров, ул. Труда, 4.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до остановки «Храм Иоанна Предтечи»

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности):

Магометанская мечеть была построена в 1909 г. в Вятке по проекту архитектора М. В. Дружинина. В отличие от христианских храмов, ориентированных на восток, продольная композиция мечети развивается по оси север-юг. С южной стороны, согласно традиционной схеме, к прямоугольному объёму здания примыкает пятигранный выступ михраба - святилища, а с северной - минарет. Нижний ярус последнего подчёркивается на западном и восточном фасадах небольшими ризалитами. В оформлении фасадов здания использовано множество круглых и кольцеобразных форм, характерных для творчества архитектора В. М. Дружинина, который был отцом автора проекта. Именно этому памятнику присуща строгость архитектурно-декорировочного решения.

Строительство мечети шло на собранные пожертвования. В 1918 г. мечеть была национализирована, однако мусульманам было разрешено брать ее помещение в аренду для совершения религиозных обрядов. В начале 1930-х гг. их совершение было запрещено и до середины 1990-х гг. мечеть не функционировала по своему назначению. В настоящее время отреставрирована и является действующей, в 2013 г. к зданию мечети пристроен минарет.

Название: Благовещенская церковь

Адрес:  Кировская область, г. Яранск, ул. Набережная, д. 35-б

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до г. Яранска

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности): Церковь построена в 1652 году и является самым древним каменным храмом Кировской области. Архитектурный стиль: московское барокко.

Церковь Благовещения в древности принадлежала мужскому Вознесенскому монастырю города Яранска. Кроме нее в состав монастыря входили еще две церкви. По «Ведомости о монастыре 1743-1745 г.г.» эти церкви были следующие: Вознесенская с Ильинским приделом, Благовещенская и церковь Святого Михаила Архангела, носящая обычно название старой Благовещенской церкви. Яранский мужской Вознесенский монастырь существовал до уничтожения монастырей в 1764 году. 5 июня 1891 года были уничтожены Благовещенская церковь и колокольня. После революции приход был закрыт, а церковь поругана и осквернена: в ней хранились мусорницы, садовые скамейки, был поставлен бильярд.

В 2000 году старая Благовещенская церковь была передана Успенскому собору в бессрочное и безвозмездное пользование.

К началу 2004 года были выполнены работы: храм покрыт новой крышей, в помещениях сделаны полы, оконные блоки, двери, сделана отопительная система церкви, снаружи возведена ограда. Начата роспись внутреннего убранства храма. 12 Февраля 2004 года Благовещенская церковь освящена, в ней начались богослужения.

Является памятником архитектуры федерального значения.

Название: Церковь Троицы Живоначальной

Адрес: Кировская область, Оричевский район, село Истобенск, ул.Труда

Ведомственная принадлежность: в настоящий момент монастырем владеет русская православная церковь.

Пригодность к показу: годен

Автотранспортная доступность: Общественный транспорт до села Истобенск

Наличие указателей, навигации: нет

Доступ для людей с ограниченными возможностями: есть

Оценки исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности (оригинальности):

Здание Троицкой церкви построено в 1808 году по проекту губернского архитектора Ф. Рослякова на месте обветшалого деревянного монастырского храма. С 1595 года на этом месте располагался один из крупнейших на Вятке монастырей – мужской истобенский Свято-Троицкий.

Он был упразднен в 1771 году в рамках церковной реформы Екатерины II. С этого времени монастырская Троицкая церковь стала выполнять функции приходской. Сельский приход к концу XVIII века значительно увеличился, и возникла потребность в укреплении ветшающего храма. Тогда Росляков и предложил проект строительства нового каменного здания. В начале XX века архитектор И. Чарушин предложил усовершенствовать старый храм, но его проект остался нереализованным, и нашему взору сегодня предстает церковь постройки начала XIX века, в том числе её подлинный интерьер. Пусть не полностью, но все же это прекрасно и очень впечатляюще. В настоящее время эта церковь трёхпрестольная. Главный престол – в честь Живоначальной Троицы, правый, тёплый придел – Спасский, левый – Введенский. Известно, что Росляков был очень лаконичен в выборе архитектурных деталей. Это храм для села, где живут речники. Что поразительно, прекрасные интерьеры сохранились. В епархиальном архиве нашёлся подлинный рисунок иконостаса. И вот мы увидели в храме его воплощение. Впечатление ни с чем несравнимое. Потемневшие лики, почерневшее золото. На стенах где – то сохранились остатки росписи, где – то висят старые иконы. Время как будто остановилось.