Яснополянская флористика

Одно мгновение летнего дня на яснополянской лужайке, в лесу, на берегу реки Воронки можно запечатлеть, нажав на кнопку фотокамеры. Но по-настоящему сохранить его получится не у фотографа, а у мастера-флориста.

Флористика тесно связана с традициями семьи Толстых. Многочисленные гости Ясной Поляны во время прогулок по усадьбе составляли букеты из цветов и трав. Эти букеты в вазах можно увидеть на мемориальных фотографиях, запечатлевших интерьеры дома писателя. Жена Льва Николаевича Софья Андреевна составляла гербарии – они и сейчас хранятся в фондах музея, не утратив яркости красок и природной красоты цветов.

Все флористические сувениры, предлагаемые музеем, сделаны из яснополянских цветов и трав. Их собирают с ранней весны до глубокой осени в различных усадебных уголках и бережно сушат, не подкрашивая и не обрабатывая – так, чтобы вы смогли увидеть их подлинную красоту. Наши мастера разработали новые, порой неожиданные способы создания флористических работ: композиции на спилах дерева, декорирование фотографий, создание флористических коллажей.

В продаже: флористические картины, календари, закладки, декорированные свечи, магниты, чехлы для сотовых телефонов, открытки, панно

На заказ: флористические картины большого формата, часы механические на спиле дерева.

Яснополянские куколки-скелетцы

Куколки-скелетцы делали в семье Толстых. Это так называемые деревянные куколки, одежду для которых шила жена писателя Софья Андреевна с детьми. Им раскрашивали лица и дарили на Рождество крестьянским ребятишкам. В музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» создана рождественская коллекция кукол в самых разных костюмах; она воспроизводит куколок, которых вешали на рождественскую елку Толстые и которые описаны в рассказе С.А. Толстой «Куколки-скелетцы». Данный вид продукции был официально запатентован (патент на промышленный образец №68742 «Кукла» (в 11 вариантах) зарегистрирован 16.12.2008 г. в Государственном реестре промышленных образцов РФ).

Авторская костюмная кукла

Такие куклы интересны, прежде всего тем, что одеты в традиционные народные костюмы Тульской губернии 18-19 вв. Одеждой девушек тогда являлась длинная белая рубаха, расшитая по горловине и рукавам, и сарафан. В качестве головного убора носили налобные повязки или венки из живых или искусственных цветов. Женщины вместо сарафана надевали поневу - широкую прямую юбку, сшитую из нескольких кусков ткани со вставкой - и фартуки. Очень красивым и сложным был головной убор замужних женщин – кичка, иногда рогатая или имеющая внизу каркас с твердыми рожками – символом плодородия. Мужской народный костюм был проще, он состоял из вышитой холщовой или льняной рубахи, портов и пояса. Иногда его дополняли жилетка и кафтан. На голове носили валяную шляпу или картуз, на ногах – лапти. Праздничной обувью были сапоги. При изготовлении костюмов для этих кукол мастера полностью соблюдают их традиционный крой, точно и бережно воссоздают их элементы – вплоть до вязаных чулков и обуви, тщательно копируют элементы декора, украшения.

Филимоновская игрушка

Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново Одоевского района Тульской области, где добывается особая глина «синика» для ее изготовления.

Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверху накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Тульская городская игрушка

Традиционным ремеслом для города Тулы является Тульская глиняная игрушка. В «Памятной книжке Тульской губернии на 1895 г.» есть сведения о том, что практически с момента основания города в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована гончарная слобода «Большие гончары».

Тульская глиняная игрушка конца 19 века совершенно уникальна. Игрушки-скульптурки, называемые в народе «князьками» представляют собой усложненный тип городской игрушки. Сюжеты этой игрушки отображают диковинный и элегантный мир просвещенного класса. Старые мастера с истинно народной наблюдательностью передавали внешний облик князьков, их манеру держаться, красоту дамских туалетов. Они служили для украшения домов. Особенность тульской глиняной игрушки заключается в подходе к лепке. Здесь чувствуется очень осторожное отношение к форме, продумывание в процессе работы элементов украшений. В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, открытые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки.

Белевская глиняная игрушка

Белёвская глиняная игрушка – промысел доселе малоизвестный, малоизученный и потому уникальный.

Возникновение гончарного промысла на территории города Белева и его окрестностей может относиться примерно к XVII-XVIII в.в. Именно в этом культурном слое были найдены первые игрушки, теперь уже известные далеко за пределами города – коньки, утицы, погремушки. Район отличается большим количеством глин, имеющих гончарные свойства. В литературном источнике XIX в. читаем: «В своё время огромную известность получили и иные изделия белёвских ремесленников. Неподалёку от города добывали в небольших количествах белёвскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из неё, рассказывают, делали различные виды местных народных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае. Белёвская глина также шла на обмазку доменных печей по всей России.» Лепили в основном посуду. А в некоторых сёлах были даже большие горны для обжига кирпича – своего рода кирпичные мини-заводики, просуществовавшие аж до 30-х годов прошлого века. Основной была посуда, а игрушку лепили просто для забавы. Её давали на сдачу на рынках, старьёвщики, разъезжавшие по городам и весям, расплачивались ею за материал. Ну, а до наших дней она дошла в качестве сувениров.

Долгое время промысел был в забвении, пока в 1988 году И.А. Ивановым, уроженцем Белёва, не началось его возрождение. Начали при существовавшем тогда кирпичном заводе. Группой энтузиастов под его руководством были воссозданы и позднее развиты игрушки, определяющие лицо промысла, его художественные и стилистические особенности. Именно в эти годы белёвская игрушка получает широкое признание среди коллекционеров и просто любителей прекрасного, ее приобретают ведущие музеи страны и даже музей глиняной игрушки в Италии. Следует отметить замечательный коллектив мастеров, который трудился в эти годы над воссозданием самобытной белёвской игрушки. Итак, с августа 1988 г.: Климова Надежда, Васильева Елена, Левина Лидия, Потекаева Надежда, Лобачкова Валентина, Филатова Мария, Беликова Лидия, Петров П. И. и Сёмин В. Это были годы расцвета промысла, продлившиеся, увы, недолго. Уже в 1995 г. по причинам экономического характера он прекращает своё существование. И вновь забвение на долгие 11 лет. За эти годы разъехались мастера, кто-то из них ушел «в мир иной». Долгий перерыв грозил потерей с таким трудом наработанных навыков и секретов основных видов игрушек.

Возродил к жизни белёвскую игрушку в 2005 году Юрий Жиляев, преподаватель местной школы искусств. Он разыскал и встретился с И. А. Ивановым и М. А. Филетовой. Организовал мастер-классы для себя и учеников. Перенял особенности их мастерства. Получил образцы изделий. Но ещё предстоял долгий труд по поиску и изучению наследия старых мастеров. По сохранившимся зарисовкам, немногочисленным пока находкам Жиляев восстанавливает игрушку, активно сотрудничает с археологами и краеведами. Одна из таких находок дала жизнь целой серии оригинальных свистулек. В настоящее время им создана целая коллекция самых разнообразных игрушек: животных и птиц, в гротескной форме раскрывающих характерные черты народного деревенского быта, русского народного эпоса. В относительно короткий срок, неполные четыре года, ему удалось не только восстановить ранее известные игрушки, но и, сохранив стилистику и характерные особенности, придумать, разработать ряд новых. Но, безусловно, особое место в его творчестве, да и, пожалуй, в творчестве всех белёвских мастеров занимает, ставшая уже широко известной и популярной «Белёвская барыня». Она, по сути, является визитной карточкой промысла, его главной стержневой основой. Одна из древнейших находок датируется археологами XVI – XVIII в. в. Сохранилась только верхняя часть игрушки. Левой рукой она обхватывает, предположительно, сноп колосьев (символ плодородия) или петушка. Шляпа и свистящий петушок на ней появились много позже. С годами она усложнилась, обогащаясь элементами одежды и увеличиваясь в размерах, пока и не приобрела свой нынешний, современный вид. Что представляет собой «Белёвская барыня» сейчас? Необычайно стройные изящные, точёные формы. Тонкая талия и шея, на шляпе – обязательный свистящий петушок или, гораздо реже, какая-нибудь другая птица. Стойка зонтика всегда расписывается. Низ юбки расписывается сеточкой – стилизованное, упрощенное изображение белёвских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: бирюзовый, охра, палевые, серые, розовые и т.д. Сложные оттенки не допускающее ярких, открытых, «кричащих» красок. Состав красителей – матовая темпера, без применения лаков и глазурей. В последние годы ХХ века фрагментарно стала применяться позолота. «Белёвская барыня» весьма вариабельна. Помимо традиционного, базового варианта лепятся авторские серии (например, «Времена года»), подарочные – с собакой, к году собаки по восточному календарю, а так же творческие, совершенно эксклюзивные варианты – всего не перечесть. Но подлинно новым, оригинальным является вариант, разработанный в 2006 году Ю. Жиляевым. В нём свистящий петушок появляется уже и на зонтике, «подрастает» и петушок на шляпе и вместе они составляют неразрывную колоритную пару.

Белёвская глиняная игрушка сегодня переживает свое второе рождение. Впереди - новые творческие замыслы, новые археологические находки. Жиляев Ю.Н. является дипломантом межрегиональных конкурсов по декоративно-прикладному искусству г. Тулы, Москвы, Курска.

Народная глиняная игрушка, воистину, является носителем национальной духовной культуры. Она приносит в нашу жизнь драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты.

Богородицкая глиняная игрушка

Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные дымковская, филимоновская, тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.

Почти 20 лет в г. Богородицке по старым записям стараются восстановить, возродить утраченный промысел.

Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии.

Увлеченный краевед, знающий многое из истории не только Богородицкого края, Потапов Виктор Иванович вновь открывает мир богородицкой игрушки. Обращают на себя внимание игрушки-свистульки самодеятельного мастера. Талант художника позволяет Виктору Ивановичу вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чуть и вкусу, и в то же время сохранить традиции изготовления богородицкой глиняной игрушки. Мастер продолжает развивать игрушку новыми сюжетными идеями: сказочные персонажи, герои мифов и легенд. Каждая из них особенная, но традиционность не утрачивает.

Белевское кружево

Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево. Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет белевского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.

Белевское кружево сильно отличается от других чрезвычайной простотой геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Насновки в белевском кружеве не овальные, а прямоугольные. Редкие промежутки заполняют диагональными решётками из плетешков, так что тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном шарфами, каймами для носовых платков, отделками для платьев, покрывалами для столов.

Тульская всечка

Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.

Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.

Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации.

Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской все элементы находятся вровень с поверхностью изделия, а у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие «бугорки». Возможно и комбинировать эти два вида. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами — сейчас хранится в Историческом музее в Москве.

Изначально всечка использовалась для украшения оружия. Узоры копировали с французских и испанских ружей, но вскоре появилась своя, уникальная технология — тульская всечка. Помимо «проволочных» узоров стали применятся драгоценные камни и металлы. Декорировать начали практически все — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения и т.п.

В настоящее время техника всечки практически забыта. Тула осталась одним из немногих городом, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной, в ход идет, можно сказать, все, что попадается под руку — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.

Травяной чай здоровья и долголетия по рецепту А.Т. Болотова

Андрей Тимофеевич Болотов – выдающийся ученый, писатель, энциклопедист, основоположник русской агрономической науки, художник, просветитель, философ, врачеватель. Он один из первых отечественных ландшафтных архитекторов и практиков садово-паркового искусства. Россия обязана А.Т. Болотову распространением картофеля.

Основу букета этого чая составляет трава буквица. Буквица – любимейшее растение Болотова. Чая без буквицы он никогда не пил, и надо заметить, что благополучно и плодотворно прожил 95 лет (1738-1833)!

«Славная и повсюду по лесам и лугам в великом множестве растущая трава всем деревенским жителям, так довольно известна, что мне не для чего читателей моих с нею наперед спознакомливать и наружные ее приметы обстоятельно описывать, чего ради оставляя то, поспешу спознакомить их со всеми сей полезной и изящной травы врачебными качествами и силами, и тем паче, что хотя многим оные и без того известны, но множайшим и половины из того не сведомо, к чему трава сия пригодна, и какие изящные имеет силы и качества. Она употребляется всячески, иногда вареная, иногда перегонная с нею вода, иногда сушеная, столченная, смешанная с медом, и питая в чем-нибудь» А.Т. Болотов «О полезностях травы буквицы».

Туристская сувенирная продукция прямого назначения, включая народные художественные промыслы

Тульские самовары

Самовар в России издавна ассоциируется с Тулой. Имя изобретателя этого очень важного бытового прибора осталось неизвестным.

Но основателей промышленного самоварного производства – оружейников братьев Назара и Ивана Лисицыных, открывших в 1778 году в Туле первую фабрику по изготовлению водогрейных аппаратов, - туляки помнят. Вскоре появились в городе и другие подобные предприятия. К концу XIX века их насчитывалось более полусотни, наиболее известные – фабрикантов Баташевых, Тейле, Шемариных.

Самовары делали из меди и мельхиора, а экземпляры, предназначенные для высокопоставленных особ, покрывали позолотой или серебрили.

Самовары стали символом благополучия русской семьи. В городских и крестьянских домах самовар был атрибутом праздника и радости.

Их выпускали различных видов: самовары дорожные, самовары-кофейники, самовары-кухни, самовары трактирные и маленькие «эгоисты», предназначенные для одного-двух человек.

Чай, заваренный кипятком из тульского самовара, необыкновенно вкусен и ароматен – вот почему тульские самовары сегодня так популярны.

Старинный промысел существует в Туле и поныне.

Тульские самовары сейчас производит тульский Машиностроительный  завод  Штамп (ФГУП машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова).

Купить настоящий тульский самовар, можно купить в магазине при заводе - г. Тула, Веневское  шоссе, тел.:  +7 (4872) 41-17-52. Отдел реализации, тел.: +7(4872) 46-51-26, 46-52-56, 46-53-15.

Тульское оружие

В те времена, когда Тула являлась центром обороны средневекового Московского государства на самом опасном южном направлении, в городе постоянно существовала потребность в ремонте и изготовлении оружия.

Самой жизнью было востребовано появление целой прослойки ремесленников, специализировавшихся на ружейном деле. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство кузнецов и самопальщиков.

В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор своим указом освободил тульских оружейников от земских повинностей и податей, обязав их изготавливать оружие для казны. Так появились знаменитые тульские слободы – улицы свободных ремесленников. Для обеспечения оружейников рудой в окрестностях Тулы возникли первые железоделательные заводы, а топливо доставлялось из огромных лесных массивов, окружавших город, - в ряде деревень было налажено производство древесного угля.

В 1712 году царь Петр I издал указ о строительстве первого государственного оружейного предприятия – Тульского оружейного завода. Его строили в течение двух лет, и уже в 1714 году началось серийное производств оружия. Продукция ТОЗа была очень важна для российской армии. С тульским оружием одержано много побед, принесших славу России.

Здесь была создана знаменитая трехлинейка образца 1891 года, автором которой стал выдающийся конструктор Сергей Мосин. Эта винтовка использовалась еще в начале Великой Отечественной войны.

В Туле изобретены самозарядная винтовка и зенитная установка Федора Токарева, пистолет «ТТ» (Тульский Токарева), авиапулеметы ПВ-1 и ШКАС, многие модели охотничьих ружей «МЦ» и «ТОЗ», карабинов.

Тульское оружие - это сложившийся бренд русских оружейников. В наше время тульское оружие производится на Тульском оружейном заводе.

Адрес предприятия - г. Тула, ул.Советская, 1а. Здесь же находится магазин охотничьего оружия «Тульское оружие».

Тульская гармонь

Тульская земля является колыбелью гармонного и баянного производства в России. Здесь появилась на свет первая гармонь отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика.

В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрел совершенно новую разновидность гармони – хроматическую.

Новинку изготовил по его заказу талантливый мастер Л. Чулков, представитель знаменитой династии Чулковых, которые славились огромными достижениями в области конструирования язычковых инструментов. Новая гармошка получила удивительное звучание и была изысканно оформленной. Спектр из 12 звуков в сочетании с отделкой из древесины кипариса и слоновой кости делали гармонь произведением искусства. Впоследствии инструмент был еще более усовершенствован, и превратился в трехрядную хроматическую гармонику, которая сейчас имеет название баян.

Белобородов стал также организатором первого в мире оркестра гармонистов.

В почти двухсотлетней истории становления музыкального инструментария, тульская гармонь за короткий срок прошла большой путь: от игрушки, которая была способна издавать всего пару аккордов, до профессионального музыкального инструмента, получившего мировое признание. Тульская гармонь сохранила в себе лучшие традиции и обычаи уникального и неповторимого народного промысла.

Сегодня предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники.

Белевская пастила

Белевская пастила является старинным деликатесом. Технология ее приготовления весьма трудоемка. Это абсолютно натуральный продукт, в ее состав входят только натуральные яблоки сорта антоновка и деревенские куриные яйца. Пастила очень богата пектином, который содержится в печеных яблоках, поэтому ее можно с уверенностью назвать полезной сладостью.

Прохоровская пастила – это главное детище известного русского купца Амвросия Павловича Прохорова. Это старинный деликатес, поставляемый на экспорт с 1888 года к царскому двору, к столу высоких особ Франции, Испании, Италии, Болгарии, Грузии и многих других стран. В Москве продавалась только в фирменных магазинах.

В России Белёвская пастила отрезается как хлеб, подается с теплым или холодным молоком, чаем с молоком, медом и чаем, по праздникам с медовухой, настойками, любым десертным вином, сметаной и брусникой. Детям можно добавить пломбир.

Во Франции белевская пастила подается к сухому белому вину, к полусладкому вину, шампанскому. С молочными коктейлями. В Англии – к кофе, к кофе с молоком, в равных долях с вбитыми сливками тонко нарезанная, наверх немного мяты. В Испании – с мандариновым желе, козьим молоком, с черным кофе, а дольку пастилы смазывают сливочным маслом. В Голландии в одном из ресторанов дольки пастилы подавали с двумя-тремя видами мягкого сыра.

Тульские пряники

Печатный тульский пряник - удивительный русский деликатес. По сути это лакомство, по форме - сувенир, открытка, лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях.

Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.

Пекли пряники обычно к Рождеству Христову, к Пасхе, другим православным праздникам, а также к поминальным дням. Постными пряниками "утешались" православные в дни Великого и Рождественского поста. Пряники дарили на именины и тогда, когда давали имя ребенку.

Пряник дарили невесте на свадьбе, в а конце пиршества распределяли его кусочки среди гостей, это означало: пора расходиться по домам. На следующий день после свадьбы молодожены брали другой пряник, специально выпеченный на этот случай и шли на дом к родителям молодой, чтобы там положили деньги и подарки.

Пряникам приписывались целебные свойства, ими лечились, в этих случаях на них изображали магические знаки или начальные буквы имен святых.

Самой излюбленной утехой и лакомством были пряники для детей. Легко представить, какую радость вызывали у них душистые сладости в виде игрушек, а пряники с изображением отдельных букв служили своего рода азбукой.

Тульский печатный пряник и в наши дни остается замечательным душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.

Какие бывают пряники?

В давние времена существовало несколько рецептов тульских пряников, но в начале XX века пряничное производство едва не погибло: после революции на некоторое время о пряниках пришлось забыть, хозяева и мастера исчезли - кто за границу уехал, кого репрессировали. А мастера-пряничники в своей работе никогда не пользовались гирями, заменяли их разновесами в виде камешков и кусочков железа, которые прятали в укромных местах. Рецепты хранились в глубокой тайне и передавались по наследству. Уникальные традиции были, казалось, потеряны и остались лишь в преданиях старины глубокой.

В 1930-х годах бывший подмастерье "пряничных" купцов Гречихиных Степан Савостьянов взялся за возрождение пряничного дела. Сохранилась легенда, что помог ему в этом случай: когда-то в праздничный день Степан прокрался в мастерскую хозяина и взвесил все его тайные "разновесы" - главный секрет тульских мастеров. Так из многих рецептов до наших дней дошел лишь один.

Нынешние пряники отличаются разнообразием формы и начинкой. Всего существует более десятка различных видов пряников весом от 130 граммов до 16 килограммов с фруктово-ягодной и молочной начинками.