Городище Иднакар – это археологический памятник Всероссийского значения, поставленный на государственную охрану. Средневековое городище финно-угорских племен IX-XIII веков находится в четырех километрах от города Глазов на горе Солдырь.  В удмуртском эпосе сохранилась легенда о возникновении городища: «Давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь Донды, и остался тут жить. И было у него два сына — Идна и Гурья. На Солдыре у него появилось еще несколько сыновей, среди них Весья и Зуй. Время шло, сыновья подрастали, и стало им тесно на одном месте. Донды с младшими сыновьями отправился вверх по Пызепу, затем еще по небольшому протоку и основал себе новое городище — Дондыкар. Идна остался на прежнем месте, Гурья и Весья выбрали для себя крутые горы выше по течению р. Чепцы. Все богатыри отличались сказочной силой. Там, где не было подходящего места для крепости, они брались рукой за пригорок и вытягивали его кверху до величины горы, на которой и селились вместе с такими же богатырями, как и они сами. У каждого из сыновей Идны было свое любимое занятие. Гурья вырубал леса, пахал землю. Идна проводил время на охоте и в набегах на соседей. А старик Донды на новом месте земледелия не оставил, но занялся главным образом торговлей и промышленностью. Идна, судя по удмуртским сказаниям, был самым сильным среди своих братьев, ни от кого не зависел и никого не боялся. Будучи силен, возгордился и захотел княжить над всеми удмуртами на своей стороне, дожил до появления русских в крае, и как князь из своего народа (эксей) вел с ними борьбу, скрываясь от неудачных битв на своем городище».

Зуевы Ключи (Каракулинский район). 

150км от Ижевска. "Несколько веков назад, в этом месте поселились два монаха-отшельника. Вели благочестивый образ жизни, усердно молились, жили в смирении. Но вот настал их срок, и оба умерли, каждый в своем скиту. Люди из близлежащих деревень похоронили их с почестями там, где они и жили. И вот, через некоторое время, на месте могилы одного монаха заструился Святой ключ, а на месте другого – Гремячий. Позже люди заметили целительные свойства обоих родников и потек сюда нескончаемый поток страждущих исцеления." Таким образом, на данный момент воду из "Святого ключа" называют живой - т.е. пригодной и полезной для внутренного применения. Народная молва гласит, что она может стоять на сохранении месяцами и не портиться. Любой, кто привозил воду с каких-нибудь родников или огорода знает, что вода быстро "тухнет" и "гниет". В случае с водой из родника "Святого" утверждается, что этого не происходит. Вода из ключа "Гремячего" считается мертвой: в целом она пригодна для внутреннего употребления, но значительно полезней ей обливаться. Говорят, что так быстрее будут заживляться имеющиеся раны на теле и все этом духе. Оба этих родника находятся буквально в 300 метрах друг от друга. 

Гора Байгурезь. Одно из красивейших мест Удмуртии – холм на берегу реки Чепца. С него открывается великолепный вид на окрестности: далеко внизу петляет река, а к горизонту мягкими волнами уходят поросшие елями холмы. Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия «Байгурезь»: «гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. По другой версии, Байгурезь может означать «немая гора», и связано это с легендой о богатом мельнике, его дочери и глухонемом юноше, который отважился попытать счастья и, чтобы стать мужем красавицы, поднялся по крутояру на самую вершину горы, где обрел дар речи. Красивые места открываются с правого берега Чепцы. Особенно красивы эти места в районе Глазова. Чепца —  судоходный приток Вятки — проходит через северную столицу Удмуртии. Полюбоваться на расстилающуюся по равнине Чепцу можно с моста, который идет от Площади Свободы. С Чепцой связана и одна красивая легенда. По приданию, когда эти места проезжала Екатерина Великая, у императрицы слетел чепец и попал в воды реки. После чего безымянный приток Вятки и назвали Чепцой Алангасаргурезь — гора алангасара. Когда-то, когда на земле еще не было людей,  жили на прикамских просторах по поверьям древних  удмуртов великаны – алангасары. Приплыли  они в удмуртские земли по реке, а потом вернулись обратно в свою страну. Несмотря на большой рост, были алангасары  не очень-то умны. А были они такими большими, что, если великан отряхивал грязь с обуви, то образовывалась настоящая гора. Так что своим равнинно-всхолмленным рельефом Удмуртия обязана именно им)  Остались от них лишь упоминания в сказках удмуртов да  название горы – Алангасаргурезь (гурезь – гора, получается дословно – «гора Алангасара» или «Алангасарская гора»)Находится она в Алнашском районе Удмуртии, рядом с деревней Верхний Утчан. На Алангасарской горе в Верхнем Утчане найдено древнее городище.  По предположениям археологов здесь во   II половине I тыс. н.э. проживали предки южных удмуртов. Обнаруженные здесь  предметы  говорят о связях местных племен с южными соседями. Древние великаны (Алангаса́ры, Зэрпа́лы) встречаются в  удмуртской мифологии. Изображались в сказках глуповатыми. Предания об алангасарах, мифических великанах, имеются также у татар, башкир, марийцев, ногайцев, караимов. Образ и имя алангасаров («ленивый, глупый») заимствован удмуртами у татар. Понятие «алангасар» встречается в удмуртском фольклоре довольно редко и не является общеудмуртским. Ученые предполагают, что само слово" алангасар" состоит названий двух народов: алан (иранское племя) и хазар (тюркское племя). Аланское войско играло заметную роль в Хазарском каганате в середине I тысячелетия н.э. Возможно, южные удмурты вместе с марийскими, мордовскими племенами были их данниками. Чабишур, священная сосна. Возле деревни Чабишур растет Священная сосна, ранее использовавшаяся в ритуальных целях. Под ней удмурты-язычники, молившись Инмару, приносили ему в жертву жеребенка. Множество молитв и песен слышала это дерево, потому считается, что место вокруг него обладает особенной, положительной энергетикой. Возраст сосны более 350 лет, а чтобы обхватить её понадобится не менее 5 человек.

Несомненно, самым загадочным остаётся Ижевский пруд. Про него сложено немало легенд.  При строительстве заводской башни на вершину был установлен двуглавый орёл, отлитый из бронзы. Своими лапами он попирал французских орлов, вражеские знамёна и пушки. Выглядело это очень красиво. По вечерам во время праздников его освещали иллюминацией.
Во времена большевиков орла то сбрасывали с башни, то поднимали вновь. Но когда в 1919 г. в Удмуртию нагрянули красные, было решено его убрать. Провели торжественный митинг. Сбросили «царский герб» с башни. Посадили его на деревянный плот и скинули в самое глубокое место в Ижевском пруду. Но прошло время, и пошли слухи, что царского орла надо поднять. Уже несколько десятков лет энтузиасты пребывают в поисках бронзового клада, но так ничего и не нашли.